1   2   3   4

Армейский Сборник

Статью прислал Владимир Баранов

    В эпоху интенсивного развития управляемого авиационного ракетного вооружения некоторые военные эксперты оценивают нынешнюю ситуацию в ВВС различных стран мира как переходный период, который подведет черту в существовании неуправляемых авиационных ракет (ДАР). Однако новое продолжает оставаться хорошо забытым старым — на одной из страниц долгой истории развития отечественных НАР фиксирован подобного

рода вердикт. Между тем российские НАР крупного калибра до сих пор не имеют мировых аналогов, значительно превосходя по огневой мощи все управляемые ракеты той же весовой группы. А точность применения — дело наживное. Еще в 1937г. испытатели НИИ ВВС констатировали:“Мастерство в стрельбе ракетными снарядами достигается только при достаточной натренированности летного состава”.

СТРЕЛЫ
ГРОМОВЕРЖЦЕВ

    1937 год в отделе Л.Шварца Московского ракетного НИИ ознаменовался началом работ по созданию авиационных ракетно-осколочно-фугасных снарядов (РОФС) калибра 203 мм. Спустя два года на их основе В.Шитов и В.Лужин разработали ракетный бронебойный снаряд РБС-203 и ракетный авиационно-химический снаряд РАХС-203. До сих пор историки наперебой расписывают величайший фурор, произведенный применением ракетных снарядов в воздушных боях на Халхин-Голе. Однако там наши пилоты стреляли только 82-мм осколочными. И это уже было оружие неслыханного для авиации калибра! Можно только догадываться об эпитетах, которые благодарные потомки использовали бы применительно к РОФС-203...
    Парадокс, но накануне войны весьма влиятельные противники ракетного оружия из Наркомата боеприпасов и Главного артуправления Красной Армии сделали очень многое, чтобы оно не появилось в войсках. Тогда же 203-мм авиационную ракетную систему, невзирая на чрезвычайно высокую огневую мощь и поразительную точность стрельбы, “приговорили” к забвению из-за относительно большой себестоимости в производстве и “неудобства в эксплуатации” — снаряды массой 180 кг неудобно заряжать.
    Однако в 50-х годах авиаторы взяли реванш — на вооружение поступила очень удачная 240-мм НАР — долгожительница С-24. Развивая дальнейшую перспективу, майор А. Грехов из НИИ ВВС предложил разработать на ее основе улучшенный образец НАР с надкалиберной осколочно-фугасной боевой частью (БЧ). Но ТТТ на новую ракету, скорректированные в Главном штабе ВВС, исполнитель заказа — КБ “Точмаш” смог реализовать только в совершенно новой ракетной системе С-2 5.
    В “Точмаше” по аналогии с 57-мм НАР “Скворец” новые ракеты оснастили складным оперением. На начальном этапе работы над НАР крупного калибра курировал ведущий специалист фирмы — В.Баранов. На этапе отработки ими вплотную занимались А. Шкамбарный, Б.Смирнов, Н.Царькова, И.Либкинд, В.Уваров-ский и др. Этап внедрения в серийное производство “лег на плечи” С.Скрипчинского, А-Асадчева и пр.
    Учитывая большую дальность полета НАР С-25-0 и С-25-ОФ, для заводских и летных испытаний в 1971 г. пришлось использовать полигон НИИ ВВС в г.Ахтубинске. Там же в июле—сентябре 1974 г. провели их государственные испытания. Ведущим инженером на них был назначен майор А. Грехов, а ведущими летчиками на фронтовых бомбардировщиках Су-17М — подполковники

Н.Рухлядко и П.Кузнецов.
    На полигоне для исследования осколочного действия БЧ С-25-0 выстроили несколько типовых групповых целей, имитирующих различные фрагменты военного аэродрома. Это были круговые мишени диаметром 50 м, опаханные по контуру и обложенные скатами автомобилей. В центре ими же выложили хорошо видимый с высоты крест. Свободное пространство внутри круга занимали самолеты-истребители Миг-17, перехватчики МиГ-19, крылатые самолеты-ракеты, а также грузовые автомобили и аэродромные топливо-заправщики. Для имитации воздушного подрыва НАР ее подвешивали на тросах, укрепленных на столбах или мачтах на определенной высоте с соблюдением угла подхода к цели.
    Результаты подрывов впечатляли: БЧ сработала в воздухе в семи метрах от самолета, стоящего на земле, оторвав плоскости и сплющив кабину пилота. В девяти метрах у другого самолета сорвало почти всю обшивку фюзеляжа, оторвало консоли крыла и разрушило кабину. У бензовоза МАЗ-200-ТЗ, расположенного на той же дальности, в емкости образовалось несколько вмятин и множество пробоин. Если бочка осталась на раме (умели же предки делать прочные автомобили!), то деревянную кабину разрушило полностью. Стоящие рядом грузовики ЗИЛ-164 были полностью смяты и обгорели. Кроме того, осколками серьезно повредило самолет-перехватчик МиГ-19П, расположенный в 26 м. Стоящие в 60 м крылатые самолеты-ракеты получили идентичные повреждения. Это не удивительно, поскольку корпус БЧ с осколочной насечкой у С-25-0 дробится на двенадцать тысяч продуктивных осколков!
    На ракетах С-25-0 и С-25-ОФ защита от аэродинамического нагрева осуществлена комбинированно — БЧ защищена зазором между обечайками, а двигатель — пусковой установкой. .В программы наземных испытаний обеих ракет входила также их обкатка на Су-17М для исследования эффективности этой защиты. Горизонтальный полет и пикирование проходили на высотах 25—3000 м на скоростях носителя 1200—1500 км/ч. Под эти испытания несколько весовых макетов НАР оборудовали термодатчиками и радиотелеметрической аппаратурой.
    Исследования проникающей способности БЧ осколочно-фугасной С-25-ОФ проводили стрельбой НАР прямой наводкой по бронеплитам, установленным вертикально, и кирпичной кладке различной толщины. Корпус БЧ не разрушался при прохождении через бронированный лист толщиной 20 мм и кирпичную кладку


Перейти на главную cтраницу

Перейти на следующую страницу

© 2000-2008 FoxbatAVIa, Максим Брянский

[an error occurred while processing this directive]

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день. AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com