В
первой половине 70-х годов ирано-иракские
вооруженные столкновения и арабо-израильская
война продемонстрировали всему миру, что прежние
подходы к вопросам базирования и маскировки
самолетов на военных аэродромах устарели.
Стоянка машин в длинном ряду, как на параде,
чревата тем, что их всех можно разом лишиться
“благодаря” одному случайно преодолевшему
систему ПВО самолету противника. 06-валовка
открытых стоянок также перестала выполнять свои
защитные функции — сказывалась возросшая
эффективность авиационного вооружения.
На основе чужого боевого опыта
командование объединенных вооруженных сил NATO в
Европе оперативно начало рассредоточивать свои
самолеты на военных авиабазах по различного типа
индивидуальным укрытиям. Достаточно хорошо
замаскированные укрытия выполняли из
легко-разборных конструкций. На открытой
местности, где невозможно было спрятать эллинги,
укрытия отливали из |
рассредоточенными
по ЖБУ, при условии необходимости преодоления
противодействия ПВО, а также вероятности
попадания в цель одной ракетой и наличия на
аэродроме ложных целей требовался просто
гигантский наряд сил и средств. Существующие же
авиационные средства поражения для выполнения
задач такого рода невозможно было
оптимизировать.
В то же время на основании анализа,
проведенного в 1969 г., в “Точмаше” предложили
уделить внимание калибру 127 мм (аналог
американской НАР Zuni), способному занять
промежуточное положение между 57-мм и 240-мм НАР.
Эти доводы в дальнейшем использовали в
Новосибирском институте прикладной физики (ИПФ)
в работах над 122-мм НАР семейства С-13.
Разработкой первых своих ракет
сибиряки занялись в 1973 г. К 1979 г. ракета С-13
“Тулумбас” поступила на государственные
испытания с универсальным шестиствольным блоком
орудий |
Всего одно
попадание С-13ДФ в боевую машину пехоты
Наименование |
Калибр,
мм |
Масса, кг |
Дальность
стрельбы, м |
ракеты |
БЧ |
ВВ |
С-25-О
С-25-ОФ
С-25-ОФМ
С-13
С-13Т
С-13-ОФ
С-13ДФ |
420/266
340/266
340,266
90/122
90/122
122
122 |
370
409
367
60
75
69
68 |
150
190
147
23
21/17
33
32 |
58
27
20
1,8
1,8/2,7
6,9
14,3 |
До 4000
До 4000
До 7000
1100 – 4000
1100 – 3000
1100 – 3500
1100 - 3500 |
|
бетона
сплошным методом, используя стальные
арматуру и внутреннюю гофрированную
противооткольную облицовку толщиной 5 мм. Затем
все это засыпали толстым слоем грунта.
Получалось довольно солидное фортсооружение,
выдерживающее прямое попадание нескольких
осколочных и осколочно-фугасных авиабомб.
Руководство Советского Союза в целях
адекватного ответа на возможную агрессию со
стороны NATO считало крайне необходимым иметь на
вооружении отечественных ВВС НАР, способные
пробивать аэродромные укрытия арочного типа и
эффективно поражать технику, размещенную в них. В
принципе эту задачу были способны успешно решать
НАР крупного калибра — С-25-ОФ. Однако
теоретически для уничтожения одной авиабазы
противника с самолетами, |
УБ-13. Ведущим
инженером по ракете был назначен майор В.Торопов,
ведущим летчиком — майор В.Мызин.
Типовой целью на испытаниях,
естественно, были несколько специально
выстроенных ЖБУ арочного типа — цели достаточно
габаритные, и вероятность попадания в них была
большой. Засыпанные пятиметровым слоем грунта
железобетонные стены одной из наиболее
внушительных конструкций толщиной 1 м С-13
пробивали насквозь и взрывались в земляном полу.
После снятия грунта с ЖБУ открылись входные
отверстия в бетоне с диаметром воронок 1—2 м и
глубиной 0,2—0,4 м. Внутри укрытия вокруг выходных
отверстий отколы бетона представляли собой
воронки диаметром 1,5 ми глубиной 0,4 м. В 1983 г. НАР
приняли на вооружение.
Однако “Тулумбасу” был присущ один
недостаток. |