ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ
ВООРУЖЕНИЯ
И ВОЗМОЖНОСТЬ СОЗДАНИЯ
ИСТРЕБИТЕЛЯ “СТЕЛС”
Для современного истребителя, представляющего собой техническую систему высокой сложности, характерна тесная связь между обликом, техническими характеристиками и приемами боевого применения. Практически любая способность самолета делать то, чего не могут другие, может быть положена в основу новой тактики. Большое воздействие на облик и тактику истребителей оказало, оказывает и будет оказывать их вооружение. Это повлияло даже на терминологию, ибо сейчас все чаще говорят не о самолете, а об авиационном боевом комплексе (АБК), в состав которого входят сам самолет и системы оружия, которые он несет.
Одной из основных проблем,
решаемых при разработке современного АБК,
является определение оптимального соотношения
степеней сложности самолета и его систем оружия.
Рассмотрим простой пример - повышение
эффективности стрельбы из бортовой пушки. Можно
более точно прицеливаться с помощью обобщенной
системы управления полетом и оружием (о ней
рассказано ниже) - это усложне-нит самолет. Можно
повысить точность за счет применения
управляемых снарядов - это усложнит оружие. |
самолет, чтобы ракеты “увидели”
цель хотя бы на несколько секунд, необходимых для
захвата и пуска. Такой разворот может быть и
неустановившимся. Возможность атаки на
встречных курсах сделала воздушный бой еще более
скоротечным и вместо способности выдерживать
перегрузку в течение длительного времени
заставляет летчика выполнять более точное и
динамичное пилотирование в условиях воздействия
больших, но кратковременных перегрузок. |
||
Только попадание в нужную точку
шкалы обеспечит максимальную эффективность АБК
при его приемлемой стоимости. Однако практически
все современные боевые самолеты строятся по
принципу “сложный самолет + сложное оружие”.
Причины: с одной стороны, фирмы-разработчики
стремятся к получению максимальной прибыли, с
другой - военные отвыкли от боевых действий
против реального противника, а демонстрируют
эффективность в полигонных или близких к ним
условиях. |
часть), а
во-вторых, способность ракеты маневрировать
энергично, чтобы попасть в цель на встречных
курсах, когда взаимные угловые скорости ракеты и
цели особенно велики (это справедливо уже для
ракет с любым радиусом действия). Разработчикам
ракет и головок наведения удалось решить обе эти
задачи. Появление всеракурсных ракет уже
повлияло на облик истребителей и на их тактику.
Раньше основной характеристикой самолета была
перегрузка виража, выполняемого без потери
скорости (он называется установившимся). Это было
необходимо для захода противнику “в хвост” с
последующим пуском ракет. Сейчас главным
является способность быстро довернуть |
||
_______________________________________________________________________________________________
© 2000-2008 FoxbatAVIa, Максим Брянский