ВЕСТНИК АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ


классу “большой-средней” или “средней-малой” дальности. Помимо очевидных выгод сокращения типов ракет, состоящих на вооружении, это дает возможность летчику в бою быстрее выбрать нужное оружие.
    В идеале могла бы существовать ракета, позволяющая поражать цель на всех дальностях -от десятков и сотен километров до нескольких сотен метров. Но такое оружие было бы слишком сложным и дорогим для массового тиражирования (напомним, что современные ракеты строятся сериями до нескольких десятков тысяч штук), и поэтому вряд ли следует ожидать ее появления. Расширение диапазона пуска ракет средней и большой дальности может практически стереть границу между дальним и ближним боем. Воздушный бой станет “непрерывным” по дистанции.
    Построение по принципу “выстрелил и забыл”, подразумевающее полную автономность после пуска, в настоящее время является одним из основных требований, выдвигаемых при разработке новых образцов авиационного оружия. В классе “воздух-воздух” это требование сохраняет актуальность по отношению к ракетам средней и большой дальности. В отличие от ракет ближнего боя с пассивными инфракрасными головками наведения, способными после пуска идти на цель самостоятельно, при использовании большинства существующих ракет средней и большой дальности требуется постоянное облучения цели радиолокатором самолета. Наведение производится по отражен

ному сигналу, принимаемому головкой ракеты (полуактивное наведение). Необходимость в течение длительного времени удерживать самолет в положении, при котором локатор может облучать цель, превращает его в вяломаневрирующую мишень.
    Появление ракет средней и большой дальности, построенных по принципу “выстрелил и забыл”, сильно изменит тактику боя на этих дистанциях. Он станет более динамичным, самолеты смогут сразу после пуска выполнять энергичный маневр для уклонения от ракеты противника или атаки следующей цели. Не случайно одним из основных требований, предъявляемых к перспективным истребителям, является способность маневрирования на сверхзвуковых скоростях для ведения динамичного боя на больших дальностях.
    Бортовые пушки - самый старый тип авиационного оружия -до сих пор не утеряли своего значения, несмотря на постоянное совершенствование управляемых ракет. Пережив в 50-е годы период временной “опалы”, конец которой положил опыт войны во Вьетнаме, авиационное пушечное вооружение переживает сейчас период подъема. Основные разработки в этой области направлены на повышение эффективности стрельбы в процессе энергичного маневрирования. Для точного наведения на цель традиционной пушки, неподвижно установленной на самолете, используют обобщенные системы управления полетом и оружием. Система по командам прицела разворачивает самолет таким образом,

чтобы его пушка “смотрела” на цель.
    Другим направлением совершенствования бортового оружия является возрождение на новом техническом уровне идеи времен первой мировой войны - подвижной пушечной установки. Такая пушка, имея подвижный ствол, позволяет прицеливаться, не разворачивая всего самолета. Еще одним способом улучшения боевых качеств пушечного вооружения является повышение точности попадания за счет применения корректируемых снарядов. Такой снаряд снабжен системами наведения и после выстрела “доворачивается” на цель, по точности приближаясь к уп-

 

 

 

 

равляемым ракетам. И, наконец, отметим работы по повышению эффективности воздействия снарядов на цель за счет оснащения их неконтактными взрывателями. Срабатывающий при пролете снаряда в нескольких метрах от цели, взрыватель существенно повышает вероятность ее поражения. Следует отметить, что применение двух последних способов помимо усложнения самих снарядов требует и разработки новых пушек. Современный технический уровень пока не позволяет разместить в применяемых ныне снарядах калибра 20-30 мм систему

наведения или неконтактный взрыватель.
    Если обобщенные системы управления полетом и оружием и неконтактные взрыватели не слишком повлияют на тактику истребителей, то корректируемые снаряды и особенно подвижные пушечные установки могут привести к любопытному явлению - “низкоманевренному” истребителю. Маневренность останется средством занятия выгодной позиции, но перестанет быть решающим условием поражения противника. Представим себе такой истребитель, оснащенный одной или двумя (для достижения кругового поля обстрела) подвижными пушками. Наведение пушек будет производиться с помощью оптико-электронных прицельных систем или нашлемной системы, позволяющей поворачивать ствол вслед за поворотом головы летчика. Не ввязываясь в круговерть ближнего воздушного боя, такой самолет будет пролетать сквозь боевые порядки противника, поражая противника, подобно древнему “обоерукому” бойцу с его двумя мечами.
    Подвижные пушечные установки в сочетании с “умными” снарядами могут послужить основой и для противоракетной обороны самолета. Сейчас для этого пытаются применять ракеты, но такой способ имеет недостатки: ракет на самолете мало, стрелять ими вбок или назад сложно, в случае промаха вторую ракету можно не успеть запустить. Бортовые пушки с их солидным запасом снарядов могут поставить на пути атакующей ра-


Вернуться на предыдущую страницу Перейти на главную траницу

Перейти на следующую страницу

© 2000-2008 FoxbatAVIa, Максим Брянский

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день. AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com