1   2   3   4

Армейский Сборник

   При отстреле по типовому ЖБУ NATO бетонная крошка воронки выходного отверстия надежно удерживалась противооткольной стальной облицовкой и не выполняла функции вторичных осколков. НАР прошивала грунт и бетонные стены укрытия, а также бетонный пол, после чего взрывалась глубоко под землей, не нанося никакого ущерба самолету, если проходила рядом с планером. Изменять время срабатывания взрывателя не имело смысла, поскольку толщина грунтовой засыпки купола ЖБУ была не равномерной. В зависимости от того, в какую часть укрытия попадала НАР, постоянно требовалось варьировать время замедления на доли секунды.
   Еще не закончились испытания С-13, как в 1982 г. ИПФ приступил к разработке улучшенного образца бетонобойной НАР С-13Т с двумя модулями БЧ, расположенными тандемно. На новой НАР для сведения к минимуму отрицательных качеств прототипа каждый из модулей БЧ имел индивидуальный взрыватель донного типа. После встречи с преградой первый и второй модули БЧ подрывались в точках, разнесенных в пространстве. Таким образом, оба модуля как бы резервировали друг друга — если первый сработает под полом ЖБУ, то второй — неизбежно внутри укрытия. И наоборот, если первый взорвется внутри ЖБУ, то второй — снаружи. Идеальный вариант — подрыв обоих модулей внутри укрытия.
    В 1984 г. в НИИ ВВС прошли государственные испытания С-13Т на истребителе-бомбардировщике Су-17М4. Ведущим инженером на них назначили подполковника А.Шерстюка, ведущим летчиком — подполковника А.Бородая. При этом выполнили 31 полет и отстреляли 99 НАР. 31 ракета, попавшая в ЖБУ с метровой бетонной стенкой и двух— шестиметровой грунтовой засыпкой, сработала внутри укрытия.
    Оружие обкатали и в стрельбе по ВПП. НАР не рикошетировали, разрушая железобетон толщиной 0,25 м на площади 15—17,5 м2. В залпе разброс ракет у цели не превышал 10 м. По результатам испытаний НИИ ВВС гарантировал на каждую ракету двадцать взлетов и посадок в пределах срока хранения без ущерба для надежности ее работы.
    Учитывая калибр новой ракетной системы, разработчики предложили создать на ее основе для борьбы с легкобронированной и легкоуязвимой техникой вне укрытий более эффективную, чем С-8, осколочно-фугасную НАР с максимально стандартизированными узлами и деталями.
    На государственных испытаниях ведущим инженером был назначен старший лейтенант А.Архипов, ведущим летчиком на истребителе-бомбардировщике Су-17М4 — полковник А.Павленко.
    Имитация стрельбы по БМП-1 с комбинированной лобовой броней толщиной 20—25 мм продемонстрировала, что на дистанции 5 м осколки БЧ С-13-ОФ легко пробивают, образуя пробку. Каждый такой подрыв дает 10—15 пробоин, а осколки обладают зажигательным действием. На расстоянии 10 м осколки

рикошетируют от некоторых броневых плоскостей, оставляя вмятины глубиной 5—10 мм. Таким образом, легкобронированная техника на расстоянии 25 м и легкоуязвимая — на 60 м гарантированно выходит из строя. Степень нанесенного ущерба такова, что восстановить ее боеспособность возможно не менее чем через два часа.
    При попадании С-13-ОФ между осями БРДМ у борта в машине обнаружили 60 пробоин. Взрывом оторвало верхнюю половину кузова по шву, машину опрокинуло, а также оторвало колесо со ступицей. Средняя площадь пробоин в броне достигала 5—8 см2, в дюрале — 8—10 см2. В результате прямого попадания у тяжелого танка ИС-3 вырвало направляющий каток и два опорных, а также 1,5м гусеницы. Бронеплита толщиной 50 мм, закрывающая моторный отсек, прогнулась на 25— 30 мм. Пушка с толщиной стенки ствола 20—30 мм из высококачественной орудийной стали пробита тремя осколками. Кроме того, на ней насчитали двенадцать вмятин и каверн глубиной 8—15 мм.
    Летные испытания подтвердили, что осколочность С-13-ОФ при воздушном подрыве в полтора раза выше по легкоуязвимым целям и в два-три раза — по укрытым. В начале 1986 г. НАР приняли на вооружение ВВС.
    Опыт ведения боевых действий в локальных войнах наглядно продемонстрировал высокую эффективность так называемых объемно-детонирующих боеприпасов. В 1987 г. на ИПФ возложили задачу разработки НАР с термобарической БЧ — С-13ДФ.
    Предназначенная для поражения компактных групповых наземных и надводных целей НАР поступила на полигон НИИ ВВС на госиспытания в 1993 г. Ведущим инженером на них назначили майора О.Преснякова.
    Испытания проходили на самолете Су-27 и Су-27УБ. Объектом внимания, естественно, была легкобронированная техника. В ходе воздушной стрельбы пара ракет одного залпа “накрыла” ту часть мишени, которая имитировала колонну из трех БМП-1 на марше. Одной из машин С-13ДФ угодила в корму, полностью разрушив отделение десанта. Взрывом сорвало башню и отбросило на шесть метров, вырвало три катка. Все люки и щитки также были сорваны. У другой БМП-1 попадание пришлось в переднюю часть машины, на броневой лист моторно-трансмиссионного отделения. В результате ударной волной лист толщиной 15 мм полностью вырвало, в нем образовалась пробоина диаметром 20 мм, а нижнюю опорную плиту для двигателя сильно деформировало.
   Зарубежных аналогов НАР С-13ДФ до сих пор нет. В начале 1995 г. НАР С-13ДФ приняли на вооружение ВВС.

Подполковник Олег ПРЕСНЯКОВ, подполковник Михаил СЕМИВРАГОВ, Государственный летный испытательный центр

Подготовил к печати подполковник Сергей РЕЗНИЧЕНКО


Вернуться на предыдущую страницу Перейти на главную cтраницу

© 2000-2008 FoxbatAVIa, Максим Брянский

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день. AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com