При
отстреле по типовому ЖБУ NATO бетонная крошка
воронки выходного отверстия надежно
удерживалась противооткольной стальной
облицовкой и не выполняла функции вторичных
осколков. НАР прошивала грунт и бетонные стены
укрытия, а также бетонный пол, после чего
взрывалась глубоко под землей, не нанося
никакого ущерба самолету, если проходила рядом с
планером. Изменять время срабатывания
взрывателя не имело смысла, поскольку толщина
грунтовой засыпки купола ЖБУ была не
равномерной. В зависимости от того, в какую часть
укрытия попадала НАР, постоянно требовалось
варьировать время замедления на доли секунды.
Еще не закончились испытания С-13, как в 1982
г. ИПФ приступил к разработке улучшенного
образца бетонобойной НАР С-13Т с двумя модулями
БЧ, расположенными тандемно. На новой НАР для
сведения к минимуму отрицательных качеств
прототипа каждый из модулей БЧ имел
индивидуальный взрыватель донного типа. После
встречи с преградой первый и второй модули БЧ
подрывались в точках, разнесенных в
пространстве. Таким образом, оба модуля как бы
резервировали друг друга — если первый
сработает под полом ЖБУ, то второй — неизбежно
внутри укрытия. И наоборот, если первый взорвется
внутри ЖБУ, то второй — снаружи. Идеальный
вариант — подрыв обоих модулей внутри укрытия.
В 1984 г. в НИИ ВВС прошли
государственные испытания С-13Т на
истребителе-бомбардировщике Су-17М4. Ведущим
инженером на них назначили подполковника
А.Шерстюка, ведущим летчиком — подполковника
А.Бородая. При этом выполнили 31 полет и
отстреляли 99 НАР. 31 ракета, попавшая в ЖБУ с
метровой бетонной стенкой и двух— шестиметровой
грунтовой засыпкой, сработала внутри укрытия.
Оружие обкатали и в стрельбе по ВПП.
НАР не рикошетировали, разрушая железобетон
толщиной 0,25 м на площади 15—17,5 м2. В залпе
разброс ракет у цели не превышал 10 м. По
результатам испытаний НИИ ВВС гарантировал на
каждую ракету двадцать взлетов и посадок в
пределах срока хранения без ущерба для
надежности ее работы.
Учитывая калибр новой ракетной
системы, разработчики предложили создать на ее
основе для борьбы с легкобронированной и
легкоуязвимой техникой вне укрытий более
эффективную, чем С-8, осколочно-фугасную НАР с
максимально стандартизированными узлами и
деталями.
На государственных испытаниях ведущим
инженером был назначен старший лейтенант
А.Архипов, ведущим летчиком на
истребителе-бомбардировщике Су-17М4 — полковник
А.Павленко.
Имитация стрельбы по БМП-1 с
комбинированной лобовой броней толщиной 20—25 мм
продемонстрировала, что на дистанции 5 м осколки
БЧ С-13-ОФ легко пробивают, образуя пробку. Каждый
такой подрыв дает 10—15 пробоин, а осколки
обладают зажигательным действием. На расстоянии
10 м осколки |
рикошетируют
от некоторых броневых плоскостей, оставляя
вмятины глубиной 5—10 мм. Таким образом,
легкобронированная техника на расстоянии 25 м и
легкоуязвимая — на 60 м гарантированно выходит из
строя. Степень нанесенного ущерба такова, что
восстановить ее боеспособность возможно не
менее чем через два часа.
При попадании С-13-ОФ между осями БРДМ у
борта в машине обнаружили 60 пробоин. Взрывом
оторвало верхнюю половину кузова по шву, машину
опрокинуло, а также оторвало колесо со ступицей.
Средняя площадь пробоин в броне достигала 5—8 см2,
в дюрале — 8—10 см2. В результате прямого
попадания у тяжелого танка ИС-3 вырвало
направляющий каток и два опорных, а также 1,5м
гусеницы. Бронеплита толщиной 50 мм, закрывающая
моторный отсек, прогнулась на 25— 30 мм. Пушка с
толщиной стенки ствола 20—30 мм из
высококачественной орудийной стали пробита
тремя осколками. Кроме того, на ней насчитали
двенадцать вмятин и каверн глубиной 8—15 мм.
Летные испытания подтвердили, что
осколочность С-13-ОФ при воздушном подрыве в
полтора раза выше по легкоуязвимым целям и в
два-три раза — по укрытым. В начале 1986 г. НАР
приняли на вооружение ВВС.
Опыт ведения боевых действий в
локальных войнах наглядно продемонстрировал
высокую эффективность так называемых
объемно-детонирующих боеприпасов. В 1987 г. на ИПФ
возложили задачу разработки НАР с
термобарической БЧ — С-13ДФ.
Предназначенная для поражения
компактных групповых наземных и надводных целей
НАР поступила на полигон НИИ ВВС на госиспытания
в 1993 г. Ведущим инженером на них назначили майора
О.Преснякова.
Испытания проходили на самолете Су-27 и
Су-27УБ. Объектом внимания, естественно, была
легкобронированная техника. В ходе воздушной
стрельбы пара ракет одного залпа “накрыла” ту
часть мишени, которая имитировала колонну из
трех БМП-1 на марше. Одной из машин С-13ДФ угодила в
корму, полностью разрушив отделение десанта.
Взрывом сорвало башню и отбросило на шесть
метров, вырвало три катка. Все люки и щитки также
были сорваны. У другой БМП-1 попадание пришлось в
переднюю часть машины, на броневой лист
моторно-трансмиссионного отделения. В
результате ударной волной лист толщиной 15 мм
полностью вырвало, в нем образовалась пробоина
диаметром 20 мм, а нижнюю опорную плиту для
двигателя сильно деформировало.
Зарубежных аналогов НАР С-13ДФ до сих пор
нет. В начале 1995 г. НАР С-13ДФ приняли на вооружение
ВВС.
Подполковник Олег
ПРЕСНЯКОВ, подполковник Михаил СЕМИВРАГОВ,
Государственный летный испытательный центр
Подготовил к печати
подполковник Сергей РЕЗНИЧЕНКО |