1   2   3   4

Армейский Сборник

    В первой половине 70-х годов ирано-иракские вооруженные столкновения и арабо-израильская война продемонстрировали всему миру, что прежние подходы к вопросам базирования и маскировки самолетов на военных аэродромах устарели. Стоянка машин в длинном ряду, как на параде, чревата тем, что их всех можно разом лишиться “благодаря” одному случайно преодолевшему систему ПВО самолету противника. 06-валовка открытых стоянок также перестала выполнять свои защитные функции — сказывалась возросшая эффективность авиационного вооружения.
    На основе чужого боевого опыта командование объединенных вооруженных сил NATO в Европе оперативно начало рассредоточивать свои самолеты на военных авиабазах по различного типа индивидуальным укрытиям. Достаточно хорошо замаскированные укрытия выполняли из легко-разборных конструкций. На открытой местности, где невозможно было спрятать эллинги, укрытия отливали из

рассредоточенными по ЖБУ, при условии необходимости преодоления противодействия ПВО, а также вероятности попадания в цель одной ракетой и наличия на аэродроме ложных целей требовался просто гигантский наряд сил и средств. Существующие же авиационные средства поражения для выполнения задач такого рода невозможно было оптимизировать.
   В то же время на основании анализа, проведенного в 1969 г., в “Точмаше” предложили уделить внимание калибру 127 мм (аналог американской НАР Zuni), способному занять промежуточное положение между 57-мм и 240-мм НАР. Эти доводы в дальнейшем использовали в Новосибирском институте прикладной физики (ИПФ) в работах над 122-мм НАР семейства С-13.
    Разработкой первых своих ракет сибиряки занялись в 1973 г. К 1979 г. ракета С-13 “Тулумбас” поступила на государственные испытания с универсальным шестиствольным блоком орудий

Всего одно попадание С-13ДФ в боевую машину пехоты
Всего одно попадание С-13ДФ в боевую машину пехоты

Наименование

Калибр, мм

Масса, кг

Дальность стрельбы, м

ракеты

БЧ

ВВ

С-25-О
С-25-ОФ
С-25-ОФМ
С-13
С-13Т
С-13-ОФ
С-13ДФ
420/266
340/266
340,266
90/122
90/122
122
122
370
409
367
60
75
69
68
150
190
147
23
21/17
33
32
58
27
20
1,8
1,8/2,7
6,9
14,3
До 4000
До 4000
До 7000
1100 – 4000
1100 – 3000
1100 – 3500
1100 - 3500

бетона сплошным методом, используя стальные арматуру и внутреннюю гофрированную противооткольную облицовку толщиной 5 мм. Затем все это засыпали толстым слоем грунта. Получалось довольно солидное фортсооружение, выдерживающее прямое попадание нескольких осколочных и осколочно-фугасных авиабомб.
   Руководство Советского Союза в целях адекватного ответа на возможную агрессию со стороны NATO считало крайне необходимым иметь на вооружении отечественных ВВС НАР, способные пробивать аэродромные укрытия арочного типа и эффективно поражать технику, размещенную в них. В принципе эту задачу были способны успешно решать НАР крупного калибра — С-25-ОФ. Однако теоретически для уничтожения одной авиабазы противника с самолетами,

УБ-13. Ведущим инженером по ракете был назначен майор В.Торопов, ведущим летчиком — майор В.Мызин.
    Типовой целью на испытаниях, естественно, были несколько специально выстроенных ЖБУ арочного типа — цели достаточно габаритные, и вероятность попадания в них была большой. Засыпанные пятиметровым слоем грунта железобетонные стены одной из наиболее внушительных конструкций толщиной 1 м С-13 пробивали насквозь и взрывались в земляном полу. После снятия грунта с ЖБУ открылись входные отверстия в бетоне с диаметром воронок 1—2 м и глубиной 0,2—0,4 м. Внутри укрытия вокруг выходных отверстий отколы бетона представляли собой воронки диаметром 1,5 ми глубиной 0,4 м. В 1983 г. НАР приняли на вооружение.
    Однако “Тулумбасу” был присущ один недостаток.


Вернуться на предыдущую страницу Перейти на главную cтраницу

Перейти на следующую страницу

© 2000-2008 FoxbatAVIa, Максим Брянский

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день. AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com