За рубежом давно уже существует npaктикa выбора
вертолетов на 1сонРурсной основе. Побеждает тот
аппарат, Старый наиболее полно решает
поставленные задачи в рамках “безопасность -
стоимость - эффективность”. Проведение подобных
конкурсов в интересах военных и гражданских
заказчиков можно ожидать в ближайшее время и в
России, где накоплен богатый опыт тaкux
мероприятий. Полковник Григорий КУЗНЕЦОВ
руководил от лица Министерства обороны СССР
сравнительными летными испытаниями боевых
вертолетов Ми-28 и В-80, поэтому его мнение о
целесообразности, перспективах и истории
подобных конкурсов представляется авторитетным.
|
После окончания
второй мировой войны началось бурное развитие
вертолетостроения. В СССР для реализации
накопленного задела и разработки вертолетов на
новом уровне развития науки и промышленности в
1947 году было организовано специальное ОКБ под
руководством М.Л.Миля, годом позже - ОКБ
Н.И.Камова. Кроме того, к вертолетной тематике
обратилось и ОКБ
А.С.Яковлева, создавшее экспериментальный
вертолет соосной схемы.
Для удовлетворения потребности
Вооруженных Сил в новом перспективном
транспортном средстве ВВС выдали в конце 1947-го
техническое задание на вертолет одновинтовой
схемы с рулевым винтом и мотором АИ-26. По этому
заданию был построен ГМ-1, широко известный
впоследствии под обозначением Ми-1, а также Як-100.
Оба вертолета прошли в 1949 — 1950 гг.
государственные испытания и показали весьма
близкие летно-технические характеристики,
Выбирать машину для серийного производства
предстояло заказывающему управлению
Военно-Воздушных Сил и НИИ ВВС.
По технической и технологической
культуре Як-100 обладал некоторыми
преимуществами, кроме того, на нем имелась
система управления “шаг — газ”, значительно
упрощавшая пилотирование. На ГМ-1 управление
общим шагом несущего винта и двигателем было
раздельным. После долгих обсуждений
предпочтение отдали вертолету ГМ-1, поскольку для
самолетного ОКБ А.С.Яковлева вертолетное
направлениеглавным не являлось, что не позволяло
сконцентрировать усилия на решении возникавших
в ходе доводочных
|
работ проблем.
Время подтвердило дальновидность
принятого решения. Ми-1 свыше тридцати лет верой и
правдой служил военной и гражданской авиации. На
нем было установлено 27 мировых рекордов.
Развитие мирового вертолетостроения
показало возможность применения винтокрылых
машин в качестве перспективного транспортного
средства для перевозки грузов большой массы в
условиях отсутствия аэродромной сети,
бездорожья, гористой местности. Характеристики
Ми-4 в середине 1950-х годов перестали
удовлетворять возросшим требованиям ВВС к
грузоподъемности и дальности, вследствие чего
были сформулированы единые тактико-технические
требования к новому винтокрылому аппарату с
газотурбинными двигателями.
Создание ГТД поручили Пермскому
моторостроительному КБ, коллектив которого
сумел под руководством главного конструктора
П.А.Соловьева уже в 1959 году приступить к
серийному выпуску турбовального двигателя Д-25В
мощностью 4050 кВт.
Винтокрылые машины под новый
двигатель проектировались на конкурсной основе
конструкторскими бюро М.Л.Миля и Н.И.Камова.
Каждое ОКБ выбрало свой подход к решению задачи.
Концепция Ми-6 предусматривала вертолет
одновинтовой схемы с крылом, Ка-22 - винтокрыл
поперечной двухвинтовой схемы с крылом и
тянущими винтами,
Основное преимущество винтокрыла
перед вертолетом заключается в более высоком (на
15%) значении эквивалентного аэродинамического
качества, которое реа-
|