Вестник ВОЗДУШНОГО ФЛОТА




За рубежом давно уже существует npaктикa выбора вертолетов на 1сонРурсной основе. Побеждает тот аппарат, Старый наиболее полно решает поставленные задачи в рамках “безопасность - стоимость - эффективность”. Проведение подобных конкурсов в интересах военных и гражданских заказчиков можно ожидать в ближайшее время и в России, где накоплен богатый опыт тaкux мероприятий. Полковник Григорий КУЗНЕЦОВ руководил от лица Министерства обороны СССР сравнительными летными испытаниями боевых вертолетов Ми-28 и В-80, поэтому его мнение о целесообразности, перспективах и истории подобных конкурсов представляется авторитетным.

 




    После окончания второй мировой войны началось бурное развитие вертолетостроения. В СССР для реализации накопленного задела и разработки вертолетов на новом уровне развития науки и промышленности в 1947 году было организовано специальное ОКБ под руководством М.Л.Миля, годом позже - ОКБ Н.И.Камова. Кроме того, к вертолетной тематике обратилось и ОКБ А.С.Яковлева, создавшее экспериментальный вертолет соосной схемы.
     Для удовлетворения потребности Вооруженных Сил в новом перспективном транспортном средстве ВВС выдали в конце 1947-го техническое задание на вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом и мотором АИ-26. По этому заданию был построен ГМ-1, широко известный впоследствии под обозначением Ми-1, а также Як-100. Оба вертолета прошли в 1949 — 1950 гг. государственные испытания и показали весьма близкие летно-технические характеристики, Выбирать машину для серийного производства предстояло заказывающему управлению Военно-Воздушных Сил и НИИ ВВС.
     По технической и технологической культуре Як-100 обладал некоторыми преимуществами, кроме того, на нем имелась система управления “шаг — газ”, значительно упрощавшая пилотирование. На ГМ-1 управление общим шагом несущего винта и двигателем было раздельным. После долгих обсуждений предпочтение отдали вертолету ГМ-1, поскольку для самолетного ОКБ А.С.Яковлева вертолетное направлениеглавным не являлось, что не позволяло сконцентрировать усилия на решении возникавших в ходе доводочных


  работ проблем.
   Время подтвердило дальновидность принятого решения. Ми-1 свыше тридцати лет верой и правдой служил военной и гражданской авиации. На нем было установлено 27 мировых рекордов.
    Развитие мирового вертолетостроения показало возможность применения винтокрылых машин в качестве перспективного транспортного средства для перевозки грузов большой массы в условиях отсутствия аэродромной сети, бездорожья, гористой местности. Характеристики Ми-4 в середине 1950-х годов перестали удовлетворять возросшим требованиям ВВС к грузоподъемности и дальности, вследствие чего были сформулированы единые тактико-технические требования к новому винтокрылому аппарату с газотурбинными двигателями.
    Создание ГТД поручили Пермскому моторостроительному КБ, коллектив которого сумел под руководством главного конструктора П.А.Соловьева уже в 1959 году приступить к серийному выпуску турбовального двигателя Д-25В мощностью 4050 кВт.
    Винтокрылые машины под новый двигатель проектировались на конкурсной основе конструкторскими бюро М.Л.Миля и Н.И.Камова. Каждое ОКБ выбрало свой подход к решению задачи. Концепция Ми-6 предусматривала вертолет одновинтовой схемы с крылом, Ка-22 - винтокрыл поперечной двухвинтовой схемы с крылом и тянущими винтами,
    Основное преимущество винтокрыла перед вертолетом заключается в более высоком (на 15%) значении эквивалентного аэродинамического качества, которое реа-


Перейти на главную страницу

Перейти на следующую страницу

© 2000-2008 FoxbatAVIa, Максим Брянский

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день. AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com