F-22A "Рэптор" - ПЕРВЫЙ
АМЕРИКАНЕЦ В ПЯТОМ ПОКОЛЕНИИ

дешевле модифицировать в ударные самолеты уже имеющиеся истребители четвертого поколения типа F-15 или F-16. Отчасти на изменение требований повлияло и появ- ление в СССР истребителей Су-27 и! МИГ-29, реальные характеристики которых оказались выше, чем ранее предполагалось американцами. Теперь создатели ATF нацеливались на достижение более высокой маневренности, необходимой для достижения превосходства в ближнем воздушном бою (американские летчики хорошо запомнили уроки Вьетнама, где воздушный бой на больших дистанциях, как правило, переходил в ближний маневренный возд-ушный бой, который и решал исход схватки). В жертву идолу маневренности приносились многофункциональность и взлетно-посадочные характеристики.
    В 1983 году для руководства программой ATF на авиабазе ВВС “Райт Паттерсон” был образован специальный отдел, который возглавил полковник Альберт С.Пиччирил-ло - “крестный отец” ATF, а в сентябре 1995 года ведущим авиастроительным фирмам был разослан официальный запрос-приглашение на участие в конкурсе проектов.
    В октябре 1986 года ВВС объявили о выходе “в финал” фирм “Лок-хид” (в кооперации с “Боингом”) и “Нортроп” (в связке с “Макдоннелл-Дуглас”), которые получили контракты на постройку “демонстрационных” самолетов YF-22 и YF-23. По результатам сравнительных испыта-

7 сентября 1997 года на авиабазе резерва ВВС США “Доббинс” состоялся первый полет первого в мире истребителя пятого поколения -“Локхид-Мартин” F-22A “Рэптор”. “Этот самолет отличается от своего предшественника, истребителя F-15, в такой же степени, как телеграф Морзе отличается от “Интернета”, - так охарактеризовал новую машину английский авиационный журнал “Флайт Интернэшнл”.

 

  "Рэптор” с полным правом можно назвать “са- молетом XXI века”. Его конструкторам, по всей видимости, удалось совместить предельно высокие летные характеристики с самой современной электроникой и последними изысками в области технологии “стеле”, К сожалению, к моменту написания этих строк российские истребители пятого поколения все еще оставались на земле...
   Исследования облика тактического боевого самолета, предназначенного для замены истребителя четвертого поколения “Макдоннелл-Дуглас” F-15 “Игл”, начались в США еще в 70-х. Они велись как научными центрами ВВС, так и предприя

тиями авиационной промышленности. В рамках этих чисто “бумажных” НИР рассматривались самые различные, порой весьма экзотические, концепции, аэродинамические схемы “утка” и “триплан”, крыло обратной стреловидности и адаптивное, система управления вектором тяги и т.п. При этом изучалась широкая гамма возможных типов летательных аппаратов. В 1980 году, после прихода к власти Рональда Рейгана, взявшего курс на ускоренную модернизацию американского военного потенциала, работы приобрели большую конкретность. Сближению позиций промышленности и заказчика способствовала неофициальная встреча ведущих специалистов авиастроительных фирм и руководства ВВС, проведенная на авиабазе “Анагейм” (Калифорния) в октябре 1982 года. В ходе дискуссии начал вырисовываться облик самолета в “весовой категории” 27-36 т с радиусом действия 1100-1500 км (т.е. почти как у Су-27), предназначенного для решения двух основных задач: поражения наземных целей и завоевания превосходства в воздухе. В число ключевых требований к нему вошли сверхзвуковая крейсерская скорость, малая радиолокационная и тепловая заметность,

возможность эксплуатации с коротких (460 м) ВПП, повышенная маневренность на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях, эффективность в дальнем ракетном воздушном бою.
    К работам над новым истребителем, получившим обозначение ATF (Advanced Tactical Fighter - усовершенствованный тактический истребитель), подключились семь наиболее авторитетных фирм, специализирующихся в области военного самолетостроения - “Боинг”, “Дженерал Дайнэмикс”, “Грумман”, “Лок-хид”, “Макдоннелл-Дуглас”, “Норт-роп” и “Рокуэлл”.
    В 1983 году требования к программе ATF были существенно пересмотрены: ударные задачи исключили из спецификации и самолет был полностью переориентирован на борьбу с воздушным противником. Это объяснялось результатами исследований, проведенных ВВС: было доказано, что проще и

f22_2.jpg (14529 bytes)

Перейти на главную траницу

Перейти на следующую страницу

© 2000-2008 FoxbatAVIa, Максим Брянский

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день. AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com