1   2   3   4   5   6

М-Хобби 2'2001 (30)

чих точках" бывших союзных республик и побывать в Афганистане (где, опять-таки, многие бывали не по одному разу). Причиной стал обнаружившийся в последние годы недостаток классных летчиков, способных выполнять боевые задачи в сложных условиях - явление неудивительное при мизерном налете нынешнего "молодняка", по приходу из училищ вынужденного довольствоваться считанными часами в воздухе с редким выполнением упражнений. Между тем, опытные летчики и техсостав уходят, с каждым годом усугубляя проблему.
    Что же касается "обезлички" в чеченской войне, то знающие летчики еще со времен Афганистана имели представление о настоящей охоте, ведущейся за приметными машинами. Уже тогда на вертолетах спецназовских эскадрилий избавлялись от бортовых номеров, выдающих принадлежность машин. К несчастью, основательность этих опасений была подтверждена самым трагическим образом: 12 января 2000 года при посадке Ми-8 Героя Советского Союза Н.С.Май-данова попал под огонь из засады и был расстрелян из пулеметов. Стрельба велась прицельно по кабине, в которой на рабочем месте погиб сам командир и был тяжело ранен штурман. Пули задели и борттехника, сумевшего все же посадить вертолет.
    С самого начала закрашивание всех индивидуальных примет - эмблем, рисунков и бортовых номеров - стало едва ли не обязательным правилом перед командировкой в Чечню. Подбором краски в тон камуфляжу никто особо не утруждался, все делалось на скорую руку и, в лучшем случае, на бортах появлялись смачные пятна цвета хаки или молодой зелени, а если подходящей краски не было под рукой, то и радикально черного цвета - когда бесформенные, а когда и строгие черные прямоугольники и квадраты, в

 

стиле Малевича (говорят, он нарисован десять вариантов своей знаменитой картины, но девять из них просто не получились).
    Тем, кто пренебрег замазыванием номеров, помогли особенности эксплуатации на месте - через считанные месяцы работы выхлоп сопел двигателей, хлещущий у "восьмерок" и "двадцать-четверок" назад-вниз, как раз на номера и звезды, делал их слабо различимыми. А уж копоть от двигателей в жарком и пыльном воздухе Чечни становилась такой, словно на заправку шел местный "паленый" керосин (к слову, охота за подпольными нефтеперегонными заводиками чеченских "предпринимателей" оставалась одной из задач вертолетчиков - у иных полевых командиров имелось до десятка скважин и "самогонных агрегатов", а подрыв "бандитской экономики" лишал их необходимых для войны средств). К числу прочих основных задач относилось патрулирование режимных зон с досмотром подозрительного транспорта, сопровождение транспортных колонн,

введенное после ставших почти регулярными нападений и обстрелов, авиационная поддержка наземных войск в операциях и "зачистках" и будничная монотонная работа по перевозкам и снабжению частей и застав.
    Конструктивные доработки перед отправкой в Чечню сводились к восстановлению разработанных еще "под Афган" и хорошо себя зарекомендовавших установок пулеметов ПКТ в носу и кормовом люке (в обычное время они не использовались и дожидались своего часа на задворках частей). Попутно проверялась работа АС О с тепловыми ловушками к станции помех "Липа" для защиты от ПЗРК. "Уши" эжекторов на соплах двигателей не монтировались, так как они порядком "съедали" мощность, а применение ПЗРК, внушавших наибольшие опасения, было крайне редким (использовать доставшиеся боевикам отечественные "Стрелы" и "Иглы" по "своим" самолетам и вертолетам не давала предохранительная блокировка, а закупать у арабов очень недешевые "Стингеры" прижимистые полевые командиры не торопились).


Вернуться на предыдущую страницу Перейти на главную cтраницу

Перейти на следующую страницу

© 2000-2008 FoxbatAVIa, Максим Брянский

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день. AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com