чих
точках" бывших союзных республик и побывать в
Афганистане (где, опять-таки, многие бывали не по
одному разу). Причиной стал обнаружившийся в
последние годы недостаток классных летчиков,
способных выполнять боевые задачи в сложных
условиях - явление неудивительное при мизерном
налете нынешнего "молодняка", по приходу из
училищ вынужденного довольствоваться
считанными часами в воздухе с редким выполнением
упражнений. Между тем, опытные летчики и
техсостав уходят, с каждым годом усугубляя
проблему.
Что же касается "обезлички" в
чеченской войне, то знающие летчики еще со времен
Афганистана имели представление о настоящей
охоте, ведущейся за приметными машинами. Уже
тогда на вертолетах спецназовских эскадрилий
избавлялись от бортовых номеров, выдающих
принадлежность машин. К несчастью,
основательность этих опасений была подтверждена
самым трагическим образом: 12 января 2000 года при
посадке Ми-8 Героя Советского Союза Н.С.Май-данова
попал под огонь из засады и был расстрелян из
пулеметов. Стрельба велась прицельно по кабине, в
которой на рабочем месте погиб сам командир и был
тяжело ранен штурман. Пули задели и борттехника,
сумевшего все же посадить вертолет.
С самого начала закрашивание всех
индивидуальных примет - эмблем, рисунков и
бортовых номеров - стало едва ли не обязательным
правилом перед командировкой в Чечню. Подбором
краски в тон камуфляжу никто особо не утруждался,
все делалось на скорую руку и, в лучшем случае, на
бортах появлялись смачные пятна цвета хаки или
молодой зелени, а если подходящей краски не было
под рукой, то и радикально черного цвета - когда
бесформенные, а когда и строгие черные
прямоугольники и квадраты, в |
|
стиле Малевича
(говорят, он нарисован десять вариантов своей
знаменитой картины, но девять из них просто не
получились).
Тем, кто пренебрег замазыванием
номеров, помогли особенности эксплуатации на
месте - через считанные месяцы работы выхлоп
сопел двигателей, хлещущий у "восьмерок" и
"двадцать-четверок" назад-вниз, как раз на
номера и звезды, делал их слабо различимыми. А уж
копоть от двигателей в жарком и пыльном воздухе
Чечни становилась такой, словно на заправку шел
местный "паленый" керосин (к слову, охота за
подпольными нефтеперегонными заводиками
чеченских "предпринимателей" оставалась
одной из задач вертолетчиков - у иных полевых
командиров имелось до десятка скважин и
"самогонных агрегатов", а подрыв
"бандитской экономики" лишал их необходимых
для войны средств). К числу прочих основных задач
относилось патрулирование режимных зон с
досмотром подозрительного транспорта,
сопровождение транспортных колонн, |
введенное
после ставших почти регулярными нападений и
обстрелов, авиационная поддержка наземных войск
в операциях и "зачистках" и будничная
монотонная работа по перевозкам и снабжению
частей и застав.
Конструктивные доработки перед
отправкой в Чечню сводились к восстановлению
разработанных еще "под Афган" и хорошо себя
зарекомендовавших установок пулеметов ПКТ в
носу и кормовом люке (в обычное время они не
использовались и дожидались своего часа на
задворках частей). Попутно проверялась работа АС
О с тепловыми ловушками к станции помех
"Липа" для защиты от ПЗРК. "Уши"
эжекторов на соплах двигателей не монтировались,
так как они порядком "съедали" мощность, а
применение ПЗРК, внушавших наибольшие опасения,
было крайне редким (использовать доставшиеся
боевикам отечественные "Стрелы" и
"Иглы" по "своим" самолетам и
вертолетам не давала предохранительная
блокировка, а закупать у арабов очень недешевые
"Стингеры" прижимистые полевые командиры не
торопились). |