|
Урус-Мартана был сбит Су-24МР, который
выполнял воздушную развед-ку в условиях низкойоблачности на
высоте 300 м. После очередного захода самолет был
поражен ПЗРК. Командир экипажа погиб,
впоследствии его тело было обменено на тела
боевиков-снайперов. Штурман попал в плен, из
которого был освобожден в результате
спецоперации.
За два месяца боевых действий авиацией
ВВС РФ было выполнено |
евиков 9 августа) ошибочно нанес
удар по грузинскому селу Зело Ома-ло (на границе с
Чечней и Дагестаном). Самолеты Су-25 явно
нуждаются в модернизации, обязательно
включающей установку терминала спутниковой
навигации.
Развитие боевых действий предполагает
затяжную военную кампанию с неприятным
зимне-весенним периодом, когда из-за
метеоусловий авиационная поддержка будет
ограниченной. В этих условиях из боевой авиации
смогут действовать только самолеты Су-24М и новый
вариант штурмовика "ОКБ Сухого" - Су-25Т.
Обманчиво отсутствие сильного
противодействия средств ПВО со стороны боевиков,
особенно применение ПЗРК. По имеющимся данным,
у боевиков есть отечественные ПЗРК "Стрела"
и "Игла". Общее количество ПЗРК всех типов у
боевиков, предположительно, составляет 100
комплектов. По словам министра обороны РФ Игоря
Сергеева, в настоящее время они располагают 70
комплектами ПЗРК "Стингер".
Не исключено, что боевики приберегают
ПЗРК до более ответственных фаз дальнейшего
сражения. В то же время они стараются применять
их экономно и в тех случаях, когда успех
гарантирован. Об этом свидетельствует случай
поражения самолета Су-24МР, когда боевик с ПЗРК
появился на огневой позиции в нужное время и
специально выжидал наилучшее положение для
стрельбы - после очередного разворота самолета.
Опыт, накопленный летчиками самолетов и
вертолетов в Афганистане, позволяет избежать
поражения этими средствами. Но наиболее
радикальным способом является увеличение общей
боевой живучести летательного аппарата за счет
определенных конструктивных решений, а также
путем постановки помех головке самонаведения
ракеты ПЗРК. Пуск ракет по цели, выпол-няющей
отстрел ИК-ловушек, явля |
|
отстрел ИК-ловушек. "Грачи",
выполняющие полет и атаку целей на сверхмалых
высотах, ведут отстрел ИК-ловушек при наборе
высоты. ИК-ловушки применяются и
вертолетчиками. По утверждению В.П. Бабака,
главного конструктора штурмовой авиации "ОКБ
Сухого", попадание "Стингера" в самолет
Су-25 (если такое случится) не приведет к потере
машины, которая и на одном двигателе может
добраться до базы.
Гораздо более серьезной угрозой
является комбинированная система ПВО,
состоящая из крупнокалиберных ДШК, ПЗРК и
зенитной артиллерии, или система из одних ДШК
стационарного или мобильного типа,
расположенных в засаде на возможных маршрутах
пролета самолетов. Некоторые ДШК боевиков
крепятся на турели и оборудованы оптическим
прицелом.
С момента начала боевых действий в
августе до ноября потеряны 3 самолета (два Су-25 и
один Су-24). Первый Су-25 разбился в Дагестане 9
сентября в Кадарской зоне в районе Буйнакска.
Причиной аварии явилось боевое поражение
топливной системы самолета, вследствие чего
произошел выплеск топлива. Летчик благополучно
покинул машину и был подобран службой спасения.
Другой Су-25 был потерян 3 октября в
результате столкновения с горой при пробивании
облачности. Летчик самолета погиб. 4 октября в
районе |
приблизительно 2000
самолето-вылетов на все виды заданий, из них на
боевое применение штурмовиков Су-25 - более 1000, а
бомбардировщиков Су-24М - порядка 800
самолето-вылетов. Этими же типами самолетов
выполнялись также полеты на воздушную разведку,
разведку погоды и прочие задания. По данным
главкома ВВС РФ, к началу ноября в ходе операции
было выполнено почти 3000 самолетовылетов. Такое
относительно большое количество
самолето-вылетов связано с обеспечением
действий сухопутных войск для минимизации их
потерь.
В нынешней военной кампании применяются
далеко не все новейшие разработки в области
вооружений, боеприпасов и специального
оборудования. Среди летательных аппаратов
приятное исключение составляет ударный самолет
Су-25Т, созданный в "ОКБ Сухого" путем
глубокой модернизации штурмовика Су-25.
Небольшое количество Су-25T активно участвует в
боевых действиях. Сохраняя все лучшие качества
штурмовика Су-25, новый ударный самолет обладает
всепо-годностью и может вести боевые действия
ночью. На Су-25Т установлен современный
автоматический прицельно-навигационный
комплекс "Шквал" с противотанковым
управляемым оружием "Вихрь". |