могут вести разведку только в
дневное время при хороших метеоусловиях, т.к.
оборудованы только телевизионными камерами
(т.е. в той же комплектации, что и три года тому
назад, в период прошлой войны).
Фронтовые бомбардировщики Су-24М и
штурмовики Су-25 в боевых действиях также
применяются практически без изменений по
составу оборудования и номенклатуре
вооружения. Самолет Су-24М отличает
всепогодность боевого применения, мощная
прицельно-навигационная система и широкая
номенклатура управляемого оружия, в состав
которой входят управляемые ракеты класса
"воздух - поверхность", корректируемые
бомбы КАБ-500, а также тяжелые бомбы КАБ-1500Л и
КАБ-1500ТК с лазерным или с телевизион-но-командным
наведением, предназначенные для поражения
высокопрочных целей (бункеров, мостов).
Бронированные штурмовики Су-25, прекрасно
зарекомендовавшие себя в Афганской и в 1-й
Чеченской войне, из управляемого оружия
располагают только тремя типами управляемых
ракет класса "воздух -поверхность". Самолеты
этого типа не имеют совершенной навигации и не
могут действовать в сложных метеоусловиях и
ночью. (Последнее не совсем верно, т.к. в 1-й
Чеченской войне "грачи" довольно успешно
наносили удары в условиях освещения поля боя
светящими авиационными бомбами - САБ).
В боевых действиях в Дагестане и Чечне на
прошедших этапах хорошо показали себя самолеты
Су-24М и Су-25, вертолеты огневой поддержки Ми-24.
Летный и технический состав старается выполнить
поставленную задачу, несмотря на слабую
подготовку. В значительной степени пока
выручают летчики, прошедшие 1-ю Чеченскую войну и
даже Афганистан.
В 1998 г., по словам главкома ВВС РФ
генерал-полковника Анатолия Корнукова, средний
налет на одного летчика составил 21 ч при
планировавшихся 28 ч. Для сравнения средний
годовой налет летчика боевого самолета в странах
НАТО составляет приблизительно 120-180 ч.
(Считается, что средний налет у летчиков
штурмовой авиации (20 ч) не является самым меньшим
в ВВС РФ. При этом научно обоснованная норма
годового налета на одного летчика - не менее 80 ч.)
И такие экипажи летают, достаточно
успешно решая поставленные перед ними задачи. Но
все это происходит при полном отсутствии
противодействия в воздухе и при крайне |
слабой системе ПВО
противника, который пока массово не применяет
ПЗРК и скорострельные ствольные артиллерийские
системы.
Впрочем, что касается самолетов Су-25, то
командование старается создать условия для
того, чтобы как можно больше летчиков приобрели
реальный боевой опыт. К полку, размещенному в
данном районе на постоянной основе, с
определенной периодичностью присоединяются
боевые части со своей авиатехникой из других
районов базирования, которые работают
"вахтовым" способом. На место убывающей
части направляется очередная. Таким образом, к
примеру, постоянно действуют два авиаполка.
Преимущества такой схемы очевидны.
Помимо общего наращивания мощи созданной
авиационной группировки, прибывающие экипажи
сразу же обогащаются ценным опытом, накопленным
"старожилами". К новичкам
натренированность, опыт приходят
непосредственно в ходе боевых действий, в
которых они сначала летают на средних высотах,
затем переходят на малые и наконец предельно
малые высоты, постоянно повышая эффективность
боевого применения.
Существует и другая схема: при наличии на
точке базирования постоянной авиатехники
происходит ротация экипажей. В этом случае на
самолетах работают уже опытные летчики, многих
из которых можно смело причислить к асам.
Основу штурмовиков составляют
стандартные старенькие "грачи" -одноместные
Су-25, повидавшие Афганскую и 1-ю Чеченскую войну.
Летают также и двухместные учебно-боевые
варианты - Су-25УБ. Совсем новые и наиболее
совершенные са- |
молеты Су-25T,
"суперграчи", выделены в отдельную
небольшую группу. Погодные условия не всегда
позволяют использовать авиацию. Когда горы,
где закрепились боевики, закрывались туманом,
авиация бездействовала за исключением
всепогодных фронтовых бомбардировщиков Су-24M.
Ни стандартные штурмовики Су-25, ни вертолеты
Ми-24, состоящие на вооружении, не имеют
пилотажного и прицельно-навигационного
оборудования, обеспечивающего безопасность
полета и эффективное применение оружия ночью, в
сложных метеоусловиях (туман, дождь, снегопад).
Вследствие недостаточности средств
определения собственного местоположения
штурмовик Су-25 (при минировании возможных
маршрутов движения бо-
|