1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Крылья Родины

транспортный самолет. С начала февраля аэродром заработал в полном объеме.
    Боевые действия шли не только в Грозном. 25 января 18 штурмовиков Су-25 разбомбили подземные склады боеприпасов и военного имущества, размещенные дудаевцами в четырех шахтах бывших позиций межконтинентальных баллистических ракет РВСН к северо-западу от Бамута. Еще один крупный склад боеприпасов был уничтожен “Су-двадцать пятыми” на северной окраине села Аршты. В поселке Шали штурмовики атаковали скопления живой силы и бронетехники.
    Для вертолетчиков армейской авиации 25 января стало самым черным днем за всю чеченскую эпопею. В тот день не вернулись из боя сразу два вертолета Ми-24. Оба экипажа погибли.
    Самолетам федеральных ВВС более двух месяцев удавалось избегать потерь. 12 штурмовиков были повреждены зенитным огнем, но все они вернулись на свои аэродромы. Один прилетел с разбитым стабилизатором, другой дотянул на одном двигателе. Остальные получили пробоины от пуль и снарядов. Первый экипаж погиб 3 февраля. Бомбардировщик Су-24, летевший на малой высоте в густом тумане, при невыясненных пока обстоятельствах врезался в гору к юго-востоку от станицы Червленная. Возможно, причиной катастрофы стал отказ бортовой навигационной системы. На следующий день во время атаки на мощный опорный пункт в двух километрах южнее Чечен-Аула очередью из ЗСУ “Шилка” был сбит Су-25. Летчик майор Николай Баиров успел катапультироваться, но дальнейшая судьба его неизвестна. Информация о том, что он находится в плену у дудаевцев, оказалась ложной. Скорее всего, боевики убили пилота сразу после приземления.
    6 февраля федеральные войска, почти не встречая отпора, форсировали Сунжу и вскоре очистили от боевиков “тыловой район обороны”. В боях за последние очаги сопротивления в Грозном —УР “Черноречье” и “Катаяма” авиация принимала активное участие. Укрепрайон “Черноречье” имел сильное зенитное прикрытие. Чтобы избежать потерь, вертолетчики Сухопутных войск впервые применили не предусмотренную ни в каких инструкциях тактику запуска НАР С-24 с кабрирования. Дальность полета ракеты увеличивалась таким образом до 6—7 километров, и экипажи могли вести огонь, не входя в зону поражения средствами ПВО дудаевцев. Конечно, при этом снизилась точность попадания, но при “работе” по площадным целям параметры разброса боеприпасов были вполне удовлетворительны. В дальнейшем такая тактика использовалась и на других участках фронта.
    Нередко фронтовая и армейская авиация выполняли совместные задачи.

К примеру, 10 февраля 11 Ми-24 и шестерка Су-25 нанесли серию ударов по укреплениям боевиков в Черноречье. Армейские “вертушки” действовали не только по вызовам наземных войск или по заранее намеченным целям, но и летали на “свободную охоту”. Подобные рейды были связаны с особым риском, так как “охотиться” приходилось обычно над вражеской территорией. Так в районе Гудермеса звено Ми-24 совершило три вылета на самостоятельный поиск и уничтожение целей. Первые два прошли удачно: вертолетчики уничтожили БТР, самоходную зенитную установку и склад боеприпасов. Но когда они в третий раз появились в этом квадрате, боевики успели подготовиться к встрече. Вертолеты попали под сосредоточенный огонь ЗУ-23, крупнокалиберных пулеметов и стрелкового оружия. В результате все три машины получили серьезные повреждения, а одной из них пришлось идти на вынужденную, едва дотянув до российских позиций. Впоследствии она была списана, как не подлежащая ремонту. К счастью, экипажи не пострадали.

    К началу марта российская армия полностью освободила от боевиков Грозный и его окрестности, после чего наступило временное затишье. Появилась возможность подвести некоторые итоги. С 1 декабря 1994-го по 17 марта 1995 года российские ВВС уничтожили в Чечне 265 учебно-боевых самолетов, 3 вертолета, 20 танков, 25 бронетранспортеров, 6 самоходных зенитных установок, до 10 артиллерийских орудий и более 130 военных автомобилей. Разрушено 7 мостов, несколько складов ГСМ и боеприпасов, другие военные объекты. За этот же период потеряно два и повреждено зенитным огнем 14 самолетов. Все поврежденные машины вновь введены в строй.
    По авиации Сухопутных войск есть данные только о количестве целей, уничтоженных за весь период активных боевых действий (до середины июня). Они будут приведены во второй части статьи. Безвозвратные потери армейских вертолетчиков за первые три месяца составили 5 машин (2 Ми-8 и 3 Ми-24) и 9 членов экипажей.


Вернуться на предыдущую страницу Перейти на главную cтраницу

Перейти на следующую страницу

© 2000-2008 FoxbatAVIa, Максим Брянский

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день. AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com