Для непосредственной
авиационной поддер-жки войск обычно применялись
истребители-бомбардировщики типа английского
Бритиш Аэроспейс "Харриер",
англо-французского СЕ-ПЕКАТ "Ягуар" или
американского ЛТВ А-7 "Корсар" или
многоцелевые истребители типа французского
Дассо-Бреге "Мираж"-F.1. Они способны
действовать на малой высоте и обладают большим
арсеналом вооружения как по массе, так и по
номенклатуре применяемого оружия. Эти машины
способны преодолевать мощные системы ПВО и
атаковать скопление врага. Но атаковать
малоразмерные цели, такие как единицы боевой
техники, укрепленные точки, а также действовать
непосредственно над самим полем боя, выполняя
прямую поддержку войск, они не могут.
Пилот высокоскоростной машины, а именно
такой является истребитель-бомбардировщик, не
может распознать цель из-за быстро мель- кающей
"картинки" местности. В случае, если летчик
все же "засек" малоразмерную цель, он не
всегда успевает атаковать ее: для этого ему нужно
зайти на второй круг, но из-за большого радиуса
разворота такого самолета он может потерять
контакт с целью. Поэтому
истребители-бомбардировщики не всегда могут
осуществлять атаку с ходу.
Большие скорости, а соответственно, и
большие радиусы разворота одновременно с
отсутствием брони, делающие самолет более
уязвимым, приводят к тому, что
истребитель-бомбардировщик является
недостаточно эффек-тивным средством поражения
для действия непосредственно над полем боя. Так
как истребители-бомбардировщики и многоцелевые
самолеты являются еще и дорогими машинами, то они
одновременно не всегда подходят для таких
действий по критерию "стоимость-эффек- |
тивность", поскольку вероятность
поражения их будет очень высока.
Многие страны для штурмовых операций
используют учебно-тренировочные самолеты,
например ВВС ЮАР применяют для этих целей
итальянский УТС "Аэрмакки" МВ-326К,
италь-янские ВВС используют самолет
"Аэрмакки" МВ-339С, а армия Германии -
модификацию самолета Дассо-Брегге МББ "Альфа
Джет-А".
Для локальных конфликтов и борьбы с
партизанскими группами были созданы неболь-шие
специализированные самолеты типа амери-канских
"Цессна" А-37 и Рокуэл OV-10 "Брон -ко", а
также аргентинского IA-58 "Пуккара".
Оба класса этих самолетов имеют дозвуко-
вую скорость, небольшую бомбовую нагрузку,
хорошие летные характеристики, а самолеты для
локальных войн оснащены комплексом боевой
живучести, но они предназначены для небольших
конфликтов со слабой ПВО против- ника и для
военных действий на современном ТВД не являются
оптимальными.
Все эти факты, а также опыт применения
американской авиации во Вьетнаме и Корее
говорили о необходимости создания
специализированного самолета-штурмовика,
который мог бы взять на себя обязанности
непосредственной поддержки войск над полем боя с
наибольшей эффективностью при минимальных
потерях и дешевизне самолета и его эксплуатации.
В результате в Советском Союзе создаются
са-молеты Су-25 и Ил-102, а в США-Нортроп А-9 и
Фарчайлд А-10. Эти самолеты были уже чисто
штурмовыми машинами и обладали всеми теми
качествами, которые присущи штурмови- ку. В США
основным штурмовиком стал Фарчайлд А-10А
"Тандерболт-2", а в СССР- Су-25 ОКБ П.О. Сухого. |