кеты
противника завесу заградительного огня, как это
делает традиционная зенитная артиллерия.
Надежная оборона от ракет хорошо вписывается в
концепцию низкоманевренного истребителя, так
как снижает потребность в выполнении
противоракетного маневра с большой перегрузкой.
Принятое в настоящее время на всех
самолетах неподвижное размещение ракет создает
массу трудностей в бою. Несмотря на то что
современные ракеты имеют широкое “поле зрения”,
остается необходимость в прицеливании всем
самолетом, чтобы цель попала в это поле. Попытки
защиты хотя бы хвоста самолета с помощью ракет,
стартующих назад, хотя и увенчались техническим
успехом, но пока не получили практического
воплощения. Не удалось также пока решить задачу
захвата цели на траектории, когда ракета
стартует “вслепую”, а затем по командам с
самолета разворачивается так, чтобы “увидеть”
цель.
Проблему могло бы решить размещение
ракет на поворотных турелях, позволяющих
выполнять их пуск в любом направлении. Ту-рельное
размещение ракет представляет собой крайне
сложную инженерную задачу, однако ее решение
могло бы привести к уменьшению перегрузок при
боевом маневрировании. Как и подвижные пушечные
установки, ту-рельное размещение ракет хорошо
соответствует концепции низкоманевренного
истребителя.
В ходе поиска новых |
поражающих
средств за рубежом велась разработка
гиперзвуковых ракет с лазерной коррекцией.
Оптико-электронная система обнаруживает цели и
удерживает на них лучи лазера. В эти лучи
выстреливаются ракеты с системами наведения,
ведущими каждую ракету в ее луче, как в канале,
конец которого упирается в цель. Основным
достоинством такой ракеты является высокая
скорость, позволяющая ей быстро долететь до цели.
В современном воздушном бою это качество очень
важно, ибо поразить противника надо как можно
раньше, прежде, чем он пустит свою ракету. В
противном случае автономная ракета может
поразить ваш самолет и после того, как противник
будет сбит. Существенным недостатком
гиперзвуковых ракет является необходимость
держать лазерный луч на цели до момента
попадания в нее ракеты. Однако система может
держать луч на цели при маневрировании самолета
(хотя и ограничивает его), да и время полета
ракеты, как уже отмечалось, невелико.
Теперь попробуем сформулировать
основные тенденции влияния оружия на облик
истребителя и тактику воздушного боя. Применение
всеракурсных и особенно гиперзвуковых ракет с их
малым временем полета до цели может сделать
ближний бой еще более быстротечным, что повысит
требования к уровню подготовки летчиков. В то же
время увеличение диапазонов пуска ракет средней
и большой дальности размоет границу между
ближним и |
|
|
дальним боем, а ракеты средней и большой
дальности, построенные по принципу “выстрелил и
забыл”, приблизят динамику дальнего ракетного
боя к характеристикам боя на ближней дистанции.
Турельное размещение ракет на
самолете или использование ракет с захватом цели
на траектории, а также применение для нападения и
защиты подвижных пушечных установок с “умными”
снарядами позволит реализовать концепцию
“низкоманевренного” истребителя, который
вместо энергичных маневров для наведения на цель
неподвижно установленного оружия будет просто
разворачивать это оружие в нужном направлении.
Напомним, что одним из препятствий
создания истребителя с широким использованием
технологии “стеле” является снижение
маневренности, обусловленное снижением
аэродинамического качества и увеличением массы.
Однако создание “низкоманевренного”
истребителя позволит в полной мере реализовать
на нем средства уменьшения заметности.
Сформулируем основные концепционные
особенности такой машины:
1. Интегральная схема, близкая к
“летающему крылу”, с внутренним размещением
оружия. Это позволит снизить за-метность и
улучшить аэродинамику, обеспечит маневренность
на сверхзвуке и хороший неустановившийся маневр.
2. Крейсерский сверхзвуковой полет за
счет оптимизации аэродинамики. Применение
бес-форсажных двигателей снизит потребный запас
топлива, а также уменьшит заметность в
ИК-диапазоне.
|
3. Обеспечение кругового обзора и обстрела. При
использовании ракет с захватом на траектории
возможно их вертикальное размещение, что
обеспечит всеракурсную стрельбу. Для
“традиционных” ракет - размещение на выдвижных
поворотных турелях.
4. Построение бортового комплекса
вооружения на основе пассивных датчиков:
- для средней-большой дальности - станции
радиотехнической разведки в сочетании с
ракетами, оснащенными пассивно-активными ГСН;
- для малой дальности - оптико-электронные
системы и нашлем-ные системы целеуказания в
сочетании со всеракурсными ИК ГСН ракет малой
дальности, а также с подвижными пушечными
установками либо с пушками, оснащенными
корректируемыми снарядами. На этой же основе
строится активная система обороны.
Расплатой за скрытность работы
пассивного комплекса станет уменьшение его
автономности - такой комплекс потребует
обязательного внешнего целеуказания, т.е.
взаимодействия с наземными РЛС и с самолетами
ДРЛО.
Полученный в результате реализации
этих положений самолет будет похож не на
традиционный истребитель, а скорее на
перехватчик, но оптимизированный для среднего и
ближнего боя. Это сходство тем значительнее, что
сложность выполняемых задач может потребовать
введения второго члена экипажа - оператора
систем вооружения.
Вряд ли все описанные технические
положения воплотятся в жизнь. Однако концепция
такого истребителя может наметить пути выхода из
противоречия “маневр или незаметность?”, в
котором пребывают ныне разработчики
истребителей пятого поколения.
Алексей ЗАХАРОВ |
|