ВЕСТНИК АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ


кеты противника завесу заградительного огня, как это делает традиционная зенитная артиллерия. Надежная оборона от ракет хорошо вписывается в концепцию низкоманевренного истребителя, так как снижает потребность в выполнении противоракетного маневра с большой перегрузкой.
    Принятое в настоящее время на всех самолетах неподвижное размещение ракет создает массу трудностей в бою. Несмотря на то что современные ракеты имеют широкое “поле зрения”, остается необходимость в прицеливании всем самолетом, чтобы цель попала в это поле. Попытки защиты хотя бы хвоста самолета с помощью ракет, стартующих назад, хотя и увенчались техническим успехом, но пока не получили практического воплощения. Не удалось также пока решить задачу захвата цели на траектории, когда ракета стартует “вслепую”, а затем по командам с самолета разворачивается так, чтобы “увидеть” цель.
    Проблему могло бы решить размещение ракет на поворотных турелях, позволяющих выполнять их пуск в любом направлении. Ту-рельное размещение ракет представляет собой крайне сложную инженерную задачу, однако ее решение могло бы привести к уменьшению перегрузок при боевом маневрировании. Как и подвижные пушечные установки, ту-рельное размещение ракет хорошо соответствует концепции низкоманевренного истребителя.
    В ходе поиска новых

поражающих средств за рубежом велась разработка гиперзвуковых ракет с лазерной коррекцией. Оптико-электронная система обнаруживает цели и удерживает на них лучи лазера. В эти лучи выстреливаются ракеты с системами наведения, ведущими каждую ракету в ее луче, как в канале, конец которого упирается в цель. Основным достоинством такой ракеты является высокая скорость, позволяющая ей быстро долететь до цели. В современном воздушном бою это качество очень важно, ибо поразить противника надо как можно раньше, прежде, чем он пустит свою ракету. В противном случае автономная ракета может поразить ваш самолет и после того, как противник будет сбит. Существенным недостатком гиперзвуковых ракет является необходимость держать лазерный луч на цели до момента попадания в нее ракеты. Однако система может держать луч на цели при маневрировании самолета (хотя и ограничивает его), да и время полета ракеты, как уже отмечалось, невелико.
    Теперь попробуем сформулировать основные тенденции влияния оружия на облик истребителя и тактику воздушного боя. Применение всеракурсных и особенно гиперзвуковых ракет с их малым временем полета до цели может сделать ближний бой еще более быстротечным, что повысит требования к уровню подготовки летчиков. В то же время увеличение диапазонов пуска ракет средней и большой дальности размоет границу между ближним и


дальним боем, а ракеты средней и большой дальности, построенные по принципу “выстрелил и забыл”, приблизят динамику дальнего ракетного боя к характеристикам боя на ближней дистанции.
    Турельное размещение ракет на самолете или использование ракет с захватом цели на траектории, а также применение для нападения и защиты подвижных пушечных установок с “умными” снарядами позволит реализовать концепцию “низкоманевренного” истребителя, который вместо энергичных маневров для наведения на цель неподвижно установленного оружия будет просто разворачивать это оружие в нужном направлении.
    Напомним, что одним из препятствий создания истребителя с широким использованием технологии “стеле” является снижение маневренности, обусловленное снижением аэродинамического качества и увеличением массы. Однако создание “низкоманевренного” истребителя позволит в полной мере реализовать на нем средства уменьшения заметности.
    Сформулируем основные концепционные особенности такой машины:
    1. Интегральная схема, близкая к “летающему крылу”, с внутренним размещением оружия. Это позволит снизить за-метность и улучшить аэродинамику, обеспечит маневренность на сверхзвуке и хороший неустановившийся маневр.
    2. Крейсерский сверхзвуковой полет за счет оптимизации аэродинамики. Применение бес-форсажных двигателей снизит потребный запас топлива, а также уменьшит заметность в ИК-диапазоне.

    3. Обеспечение кругового обзора и обстрела. При использовании ракет с захватом на траектории возможно их вертикальное размещение, что обеспечит всеракурсную стрельбу. Для “традиционных” ракет - размещение на выдвижных поворотных турелях.
    4. Построение бортового комплекса вооружения на основе пассивных датчиков:
- для средней-большой дальности - станции радиотехнической разведки в сочетании с ракетами, оснащенными пассивно-активными ГСН;
- для малой дальности - оптико-электронные системы и нашлем-ные системы целеуказания в сочетании со всеракурсными ИК ГСН ракет малой дальности, а также с подвижными пушечными установками либо с пушками, оснащенными корректируемыми снарядами. На этой же основе строится активная система обороны.
    Расплатой за скрытность работы пассивного комплекса станет уменьшение его автономности - такой комплекс потребует обязательного внешнего целеуказания, т.е. взаимодействия с наземными РЛС и с самолетами ДРЛО.
    Полученный в результате реализации этих положений самолет будет похож не на традиционный истребитель, а скорее на перехватчик, но оптимизированный для среднего и ближнего боя. Это сходство тем значительнее, что сложность выполняемых задач может потребовать введения второго члена экипажа - оператора систем вооружения.
    Вряд ли все описанные технические положения воплотятся в жизнь. Однако концепция такого истребителя может наметить пути выхода из противоречия “маневр или незаметность?”, в котором пребывают ныне разработчики истребителей пятого поколения.

 

 

Алексей ЗАХАРОВ


Вернуться на предыдущую страницу Перейти на главную траницу

© 2000-2008 FoxbatAVIa, Максим Брянский

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день. AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com