1   2

vestnik_ak.GIF (5529 bytes)

ЛЕГКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ С-54

Опыт ведения воздушных войн свидетельствует, что победу одерживает та из сторон, которая более быстрыми темпами, чем противник, сумеет нарастить боевую мощь своей авиации. А этого нельзя достичь, имея на вооружении только тяжелые истребители, способные эффективно решать широкий круг боевых задач, но обладающие одним весьма существенным недостатком: в случае возникновения угрозы широкомасштабных боевых действий (а события в Югославии лишний раз подтвердили, что подобные сценарии в обозримом будущем вполне вероятны) даже наиболее развитые в экономическом отношении страны не смогут быстро и в нужных количествах развернуть их полномасштабное производство.
    В настоящее время планами ВВС США предусматривается до 2012 г. закупить лишь 339 истребителей пятого поколения Локхид Мартин F-22A “Рэптор” (возможно, в дальнейшем это число уменьшится). Даже если Министерство обороны России сумеет найти средства на развертывание выпуска собственных истребителей аналогичного класса, их число, при самом оптимистичном прогнозе, также вряд ли превысит две - три сотни. Этого явно недостаточно для сохранения способности к ведению боевых действий в воздухе в любой сколько-нибудь продолжительной войне.
    Очевидно, что истребительный парк ВВС нашей страны должен включать также легкие, простые в производстве “мобилизационные” самолеты, массовый выпуск которых можно сравнительно быстро развернуть на предприятиях авиационной промышленности в угрожаемый период или непосредственно в ходе боевых действий.
    Современный уровень авиастроения позволяет создать такой истребитель - своеобразный “МиГ-21 XXI века”, по своим боевым возможностям не уступающий значительно более тяжелым и дорогостоящим машинам типа Су-27, F-15 или F/A-18E/F. Создание легкого компактного истребителя корабельного базирования, имеющего минимальные габариты, позволило бы резко повысить боевой потенциал авианосцев, в несколько раз увеличив число боевых самолетов на борту каждого корабля. Немаловажным достоинством легкого истребителя является и его значительно более высокий экспортный потенциал. Сегодня тяжелыми истребителями (класса Су-27 или F-15) располагают лишь несколько стран - Россия, США, Китай, Индия, Израиль, Саудовская Аравия и Япония. В то же время десятки стран имеют в составе своих ВВС более легкие истребители четвертого поколения (МиГ-29, F-16, F/A-18 и “Мираж” 2000). Однако и эти самолеты, нормальная взлетная масса которых уже перевалила за 15 т, уже нельзя в полной мере назвать “легкими”. И уж никак не “тянут” на “легкую весовую категорию” зарубежные самолеты нового поколения -EF2000 “Тайфун”, “Рафаль” и F-2. Запредельной (60 - 100 млн. долл.) стала и стоимость этих машин, что делает их недоступными для большинства потенциальных


С-54 (модель)
Фото сайта "Авиабаза =KRoN="

покупателей.
    В этих условиях в ряде стран, активно ищущих свое место на мировом авиационном рынке (Китае, Индии, Германии, Южной Корее и др.) начались работы по созданию более легких (10 - 12 т) и значительно более дешевых машин, в значительной степени ориентированных на экспорт. Однако анализ характеристик этих самолетов позволяет сделать вывод, что по своим боевым возможностям они будут значительно уступать модернизированным российским, европейским и американским истребителям.
    Работа по созданию легкого боевого самолета (точнее - семейства самолетов - С-54, -55 и -56) ведется в ОКБ “Сухой”. Первоначально программа С-54, реализация которой была начата в 1990 г., предполагала разработку сверхзвуковой учебно-боевой машины, предназначенной для подготовки летчиков-истребителей советских ВВС, а также для поставок на экспорт. При этом предусматривалось широкое использование научно-технического задела, полученного в ходе разработки истребителя Су-27. Однако успехи, достигнутые при создании модернизированных истребителей семейства Су-27 - Су-33, -ЗЗКУБ, -35 и др., достижения в области аэродинамики, электроники, двигателестроения, бортовых систем, позволили существенно расширить потенциал самолета, превратив его из учебно-боевой в полноценную боевую машину, по своим основным характеристикам не уступающую (или превосходящую) Су-27, но имеющую при этом вдвое меньшую массу и стоимость.
    С самого начала самолет С-54 проектировался с учетом возможности корабельного базирования (с установкой складного крыла, тормозного гака, применением антикоррозийной защиты и т.п.). Такой подход конструкторов основан на учете мирового (главным образом, американского) опыта, в соответствии с которым значительно проще сделать из хорошего палубного самолета сухопутный, а не наоборот.
    Технические решения, заложенные в проект корабельного истребителя С-56, позволяют увеличить “самолетовместимость” авианосцев в два - три раза, что резко повышает боевую эффективность корабельных групп, позволяя выиграть “борьбу на истощение” с авианосцами противника.
    Требование обеспечения базирования на российском авианосце “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов”

определило массовые характеристики истребителя С-56. Дело в том, что аэрофинишерные машины, установленные на “Кузнецове”, из-за своей инерционности просто не успевают раскрутиться, если масса садящейся машины составляет менее семи т: возникают недопустимо большие продольные перегрузки при торможении, что может привести к поломке самолета или травмам летчика. Исходя из этого, нормальная взлетная масса С-56 (с двумя ракетами класса “воздух - воздух” средней дальности и двумя УР ближнего боя) составила 12 т - немногим больше, чем у последних модификаций МиГ-21 (8 - 9 т).
    Аэродинамическая компоновка С-54/55/56 близка компоновке самолета Су-33: цельноповоротные переднее и заднее хвостовое оперения, трапециевидное крыло относительно большого удлинения, плавно сопрягающееся с фюзеляжем, двухкилевое вертикальное оперение...
    Однако есть и существенные отличия. По сравнением с последней машиной семейства “двадцать седьмых” - Су-ЗЗКУБ - аэродинамика нового легкого истребителя значительно улучшена. Крыло стало адаптивным, что значительно увеличило аэродинамическое качество. Для улучшения маневренных характеристик кили и подфюзеляжные гребни сделаны цельноповоротными и установлены на одной оси.
    С-56 будет, без преувеличения, самым компактным истребителем в мире. Конструкторы поставили перед собой задачу “вписать” поперечное сечение самолета в “сложенном” виде в квадрат со сторонами 3х3 м. Этого удалось достичь за счет применения двойного складывания крыла, которое “ломается” по оси узлов крепления к фюзеляжу, а также в средней части консолей (при этом одна половина накрывает сверху другую). Еще одно оригинальное решение - “приседающее” шасси. Передняя опора убирается поворотом вперед, а основные опоры - поворотом назад. В полуубранном положении шасси самолет “садится” на своеобразный “шпагат”, что ограничивает его стояночную высоту тремя метрами. Это позволяет по-новому подойти к размещению самолетов на авианосце.
    Между ангарной и галерейной палубой авианосца может появиться еще одна легкая палуба, что обеспечит возможность приема на борт корабля в два - три раза большего числа истребителей. При этом не потребуется внесения сколько-нибудь серьезных изменений в конструкцию самолетоподьемников. Для размещения самолетов, имеющих большие габариты (например, Су-33) и вертолетов часть ангарной палубы может быть сохранена одноярусной.
    При создании самолетов С-54/55/56 не предусмотрено столь широкое, как на американских истребителях пятого поколения F-22 и JSF, применение средств снижения радиолокационной заметности. В частности, вооружение, в отличие от американских машин, будет размещено лишь на внешних узлах подвески. В то же время радиолокационную заметность предполагается уменьшить приблизительно на порядок за счет более тщательного сопряжения подвесного вооружения и планера, снижения числа выступаю-


Перейти на главную cтраницу

Перейти на следующую страницу

© 2000-2008 FoxbatAVIa, Максим Брянский

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день. AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com