АВИАЦИЯ И КОСМОНАВТИКА


“СЕКРЕТНОЕ” ОРУЖИЕ

Р. ДЕМЯНЕЦ

Идея создания “москитного оружия” обсуждалась и широко пропагандировалась в период первой и второй мировых войн во многих развитых государствах. Специалисты предлагали порой просто фантастические проекты разработки и применения новых боевых средств (небольших катеров, подводных лодок, крошечных самолетов), нередко планируя осуществлять их управление экипажами-смертниками наподобие знаменитых японских камикадзе.
    В 1942 году впервые появился термин “русская москитная авиация”. По окончании второй мировой войны при изучении немецких архивных документов выяснилось, что так фашисты окрестили широко применявшиеся в боевых действиях советские учебные и учебно-тренировочные самолеты, на которые устанавливалось “нештатное” вооружение. Большую известность среди наших “москитов” получил У-2 (По-2), которого советские люди ласково называли “кукурузник”, а гитлеровцы пренебрежительно, правда только поначалу, “рус фанер”. Этими ночными бомбардировщиками были вооружены целые полки. Опыт их боевого применения достаточно хорошо изучен.
    Но мало кто знает, что наши летчики воевали и на яковлевских учебно-тренировочных: УТ-1 и УТ-2. Переброшенные на фронт из аэроклубов и авиашкол в начале войны, они первое время использовались только в качестве связных самолетов. Однако вскоре жизнь заставила и их экипажи, помимо пилотов По-2, привлекать к непосредственному участию в боевой работе. Для этого под каждым крылом этих машин установили направляющие для реактивных снарядов, а сверху — по одному “шкасу” (скорострельному пулемету Шпитального).
    Надо сказать, что для учебного самолета, причем самого крошечного из всех применявшихся во второй мировой войне, такой арсенал вооружения был 'довольно значительным. Ну а использовали его в бою пилоты “утят” весьма эффективно, о чем свидетельствовали результаты их ударов' не только по живой силе противника, но и по его бронетанковой технике.
    В годы войны переоборудованными под штурмовики “утэшками” вооружались сформированные отдельные эскадрильи и полки.


Именно их и окрестили немцы “русской москитной авиацией” (видимо, по аналогии с “москитным флотом” — мелкими быстроходными боевыми кораблями, предназначавшимися для одновременных действий большими группами).
    Одна из таких частей — 46-й авиационный полк ВВС Черноморского флота — начала свой боевой путь летом 1942 года, приняв участие в битве за Кавказ. “Утята” каждую ночь буквально терроризировали врага неожиданными налетами, после которых наутро немецкие “рамы” вели остервенелый поиск аэродромов нашей “комариной авиации” — уж слишком болезненными для противника были ее укусы.
    Значительных успехов полк добился в боях под Новороссийском. 31 августа на левом фланге 47-й армии Северо-Кавказского фронта гитлеровцы прорвались к Черноморскому побережью, захватили Анапу и на Таманском полуострове отрезали от армии части морской пехоты. Нависла серьезная угроза


po2_1.jpg (16439 bytes)


их окружения. Как остановить врага и сорвать его коварный замысел? Ввиду того что было практически невозможно наносить точные бомбовые удары тяжелой авиацией по продвигавшимся ночью вдоль ущелий немецким танковым колоннам, решили основную нагрузку при выполнении этой ответственной задачи возложить на 46-й полк. Для координации его действий на аэродром прибыл командующий авиацией ВМФ генерал С. Жаворонков, который лично организовал круглосуточное нанесение ударов “утят” по врагу. Летчики полка крутились буквально как белки в колесе, в течение трех суток без передышки вылетая на штурмовку танковых колонн противника. За это время на помощь авиаторам подоспела артиллерия. Их совместными усилиями угроза вражеского окружения морской пехоты была ликвидирована...
    В феврале 43-го неутомимые “утята” внесли свой весомый вклад в разгром гитлеровцев под Сталинградом, а через месяц, в связи с поступлением на фронт штурмовиков Ил-2, их боевая   деятельность завершилась...


    Наша “москитная авиация” летала, как правило, только ночью. Поэтому, чтобы её самолеты были менее заметными в небе, их камуфлировали в черный цвет. Да и тактика её действий была своеобразной, Вот, например, как ухитрялись бить врага летчики одного из штурмовых авиаполков. Впереди группы “москитов” в качестве приманки летел на средней высоте истребитель И-5, который кружил над вражескими позициями до тех пор, пока гитлеровцы после безуспешных попыток поймать его в лучи прожекторов не открывали хаотичный зенитный огонь на звук стрекотавшего в ночном небе мотора. А в это время, будто из засады, налетали “утята”. Их экипажи расстреливали обнаружившие себя зенитные установки противника, забрасывали их бомбами и гранатами, а уж затем принимались за штурмовку его живой силы и техники.
    После окончания Великой Отечественной войны славные “кукурузники” не спешили уходить на заслуженный отдых. Они обеспечивали связь, принимали участие в мероприятиях по ликвидации вооруженных банд — в общем, занимались “мирной” работой. Вскоре (как об этом сообщалось в иностранной печати) судьба уготовила части из них еще одну нелегкую боевую страду, в которой этим деревянно-перкалевым бипланам пришлось столкнуться в воздухе с... новейшими американскими реактивными истребителями того времени.
    Случилось это более 40 лет назад в небе Северной Кореи, где на первых порах безотказные трудяги По-2, наряду с яковлевскими учебно-тренировочными машинами Як-18, все в той же роли легкого ночного бомбардировщика действовали весьма успешно. Их использовали главным образом с целью подрыва боеспособности истребительной авиации противника. С наступлением темноты небо над его прифронтовыми аэродромами наполнялось негромким по сравнению с ревом реактивных двигателей стрекотанием маломощных моторов. Американцы поначалу особо не обращали на это внимания, запамятовав, видимо, уроки второй мировой войны. Да и не догадывались они сперва, что одной из задач легкобомбардйровочной авиации (как это указывалось в Наставлении по ведению боевых действий на самолетах По-2, Р-5 и И-15) было “изнурение войск и резервов врага”.
    Систематические ночные бомбардировки, которые вели


Перейти на главную cтраницу

Перейти на следующую страницу

© 2000-2008 FoxbatAVIa, Максим Брянский

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день. AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com