Вестник ВОЗДУШНОГО ФЛОТА


лизуется в значительном увеличении транспортной эффективности такого летательного аппарата на крейсерской скорости порядка 300 км/ч, недоступной для Ми-6. Ка-22 позволял внедриться в область между самолетами и вертолетами, однако в то время у представителей ВВС не нашлось смелости предоставить ОКБ Н.И.Камова возможность довести винтокрыл. Роковую роль сыграла катастрофа Ка-22, вызвавшая недоверие к этой машине, которая смогла бы закрепить приоритет нашей страны в освоении новой схемы и в завоевании передовых позиций в транспортных перевозках винтокрылыми аппаратами.
    Путевку в жизнь получил Ми-6, обеспечивший скачок грузоподъемности 12 тыс. кг (у Ми-4 — 1670 кг). Вместе с тем рекорд Ка-22, поднявшегося с грузом 16 458 кг на высоту 2588 м, до сих пор остается непревзойденным. Ниша между самолетами и вертолетами не закрыта и по сей день. Утвердиться в ней пытаются американцы со своим конвертируемым летательным аппаратом V-22 “Оспри”, а нам приходится лишь в очередной раз сожалеть об упущенных возможностях.
    Новый качественный скачок в вертолетостроении произошел в конце 60-х. С Ми-1 по наземным целям применялись ПТУР “Малютка” и “Фаланга”. В 1968 году комплексом вооружения К-4В, включавшим 57-мм НАР, бомбы, подвижный крупнокалиберный пулемет и ПТУР “Фаланга”, был оснащен Ми-4А. В серийном производстве находился корабельный вертолет Ка-25ПЛО, вооруженный торпедой и глубинными бомбами.
    США к этому времени использовали вооруженные вертолеты в боевых операциях в Юго-Восточной Азии. В 1967 году началось серийное производство многоцелевого вертолета Белл UH-1 “Ирокез”, имевшего частичное бронирование и оснащенного пулеметами калибра 7,62 мм. Специалисты американских фирм развернули широкие исследования по обоснованию концепции применения вертолетов в боевых операциях наземных войск.
    Таким образом, в СССР имелись все необходимые предпосылки для проектирования боевого вертолета. Его облик базировался на Ми-4А с комплексом вооружения К-4В. Считалось, что он должен выполнять также транспортные функции, перевозя десантников с полной экипировкой.
    Тактико-технические требования к вертолету-штурмовику, разработанные институтами Минобороны, были утверждены в 1968 году главнокомандующими ВВС и Сухопутных войск, после чего приняли решение выбрать разработчика на основании конкурса авиинроектов.
    ОКБ Н.И.Камова предложило создать армейский транспортно-боевой вертолет на базе Ка-25. Модульность конструкции исходной машины давала возможность быстро спроектировать новый фюзеляж для размещения вооружения, оборудования и восьми десантников. Двигатели ГТД-ЗФ, редуктор с колонкой несущих винтов и все основные системы,

сосредоточенные в мотогондоле, оставались неизменными. Вместо колесного шасси новый вертолет, получивший проектное обозначение Ка-25Ф, должен был иметь более легкие полозки.
    Предусматривалось вооружение вертолета 23-мм пушкой ГШ-23 с боекомплектом 400 патронов, шестью блоками НАР УБ-16, шестью ПТУР “Фаланга” и бомбами. Общая масса бронирования и средств повышения боевой живучести составляла 475 кг. По мнению специалистов Ухтомского вертолетного завода (УВЗ), серийный выпуск машины можно было начать уже в 1969-м.
    Московский вертолетный завод (МВЗ) представил на конкурс аванпроект вертолета Ми-24 с двумя двигателями ТВЗ-117 конструкции С.П.Изотова. Вооружение Ми-24 предусматривалось в составе четырех ПТУР “Фаланга”, крупнокалиберного пулемета, бомб, НАР и зажигательных баков, то есть комплекса, прошедшего достаточную апробацию на одной из модификаций Ми-4. Специалисты МВЗ утверждали, что Ми-24 в серийное производство мог быть передан также в 1969-м.
    Проект Ка-25Ф получил положительное заключение, однако окончательное решение все же было в пользу Ми-24. По общему признанию специалистов, он явился действительно выдающимся винтокрылым аппаратом, не имевшим в свое время равных себе среди боевых вертолетов мира.
    Необходимо отметить, что Министерство обороны СССР, как и в прошлый раз, не воспользовалось достижением ОКБ, не выигравшего конкурс. Если МВЗ был задан тяжелый транспортно-боевой Ми-24, то почему не была предложена УВЗ постройка на базе Ка-25 чисто боевого вертолета со взлетной массой не более 8 т? Смешанная группировка из вертолетов данных типов оказалась бы более приспособленной к изменяющимся условиям ведения боевых действий.
    Появление легкого боевого армейского вертолета автоматически обеспечило бы реализацию программы создания вертолетного ГТД мощностью 1200 л.с., отвечающего современному уровню развития двигателестроения.

Отсутствие двигателей такого класса лишило страну возможности создания семейства вертолетов класса взлетной массой 7 — 8 т на смену Ми-4, в то время как за рубежом они нашли достаточно широкое применение.
    МВЗ специализировался на проектировании вертолетов для ВВС и СВ. Относительно легкие победы в предыдущих конкурсах создали у руководства МВЗ опасную иллюзию уверенности в том, что и новый вертолет на смену Ми-24 непременно будет заказан ОКБ Миля.
    Совершенно иная обстановка сложилась на УВЗ. ОКБ занималось созданием винтокрылых машин соосной схемы, обладавших минимально возможными габаритами. Данное качество, так необходимое для машин корабельного базирования, оказало УВЗ “медвежью услугу”. Дело в том, что ВМФ требовалось значительно меньшее число вертолетов, чем Сухопутным войскам и ВВС. Число же модификаций боевых винтокрылых аппаратов оказывалось, наоборот, больше. Так, например, Ка-25 имел 18 различных модификаций. Отдельные варианты машин ВМФ заказывал поштучно. Попытка УВЗ получить в 1968-м заказ на создание армейского боевого вертолета для СВ не увенчалась успехом. Не получили поддержки другие смелые проекты, которые до сей поры пылятся в архиве ОКБ. В результате тщательно проведенного анализа руководство УВЗ сумело сделать правильный вывод о том, что к следующему конкурсу необходимо готовиться заблаговременно. Требовались нестандартные подходы в формировании облика будущего вертолета.
    Известно, что жизненный цикл летательного аппарата ограничен. Наступил такой момент и для Ми-24. Дальнейшая его модернизация перестала давать желаемые результаты. Вскоре выяснилось, что Ми-24 существенно уступает боевому ударному вертолету США нового поколения, который создавался на смену AH-IS “Кобра”.
    Минобороны заказало МВЗ и УВЗ постройку на конкурсной основе экспериментальных боевых вертолетов. ТТЗ было утверждено в 1980 году главнокомандующими ВВС

kon_3.jpg (23434 bytes)




Вернуться на предыдущую страницу Перейти на главную страницу

Перейти на следующую страницу

© 2000-2008 FoxbatAVIa, Максим Брянский

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день. AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com