ВЕСТНИК АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ


f22_5.jpg (17784 bytes)

превосходящий все машины потенциальных противников, т.е. истребитель типа F-22.
   Благодаря усилиям Пентагона, авиапромышленного лобби, а также патриотически настроенной авиационной прессы F-22 удалось сохранить в качестве наиболее приоритетной программы ВВС. В конце 1996 года постройка первого опытного истребителя была завершена. Однако начало летных испытаний по техническим причинам постоянно откладывалось. Первоначально первый вылет опытной машины планировалось осуществить зимой 1997 года. Позже его перенесли на май. Весной 1997-го дата была уточнена -29 мая. Тогда же стало известно, что новый истребитель получил и официальное “имя собственное” - “Рэп-тор” (“Орел-могильник”). Не слишком изящно, но выразительно (ранее в прессе мелькали различные названия, которые ВВС якобы намеревались присвоить F-22, например “Лайтнинг-2” или “Суперстар”).
    За несколько дней до объявленной даты первого полета возник ряд непредвиденных осложнений. Во-первых, потек топливный бак, расположенный непосредственно за кабиной летчика, что, как полагают, было вызвано нарушением технологии сборки. 10 мая выявили серьезный дефект во вспомогательной силовой установке истребителя. Сообщалось, что не все в порядке и с программным обеспечением бортовых компьютеров. В результате было принято решение о приостановке испытаний F-22 на две-три недели и об отказе от демонстрации “Рэпто-ра” на авиасалоне в Ле Бурже, открывавшемся в июне. “Две-три не-

бы составить лишь российский истребитель Су-27М (Су-37), обладающий соизмеримой или даже лучшей маневренностью, несущий более разнообразное и мощное вооружение. Однако этот самолет нельзя назвать “стелсом” и он не обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью.
   Параллельно с вариантом самолета для ВВС фирмы “Локхид” и “Боинг” в рамках программы NATF/A вели работы над палубным вариантом F-22 - А-Х, впоследствии переименованным в A/F-X. Истребитель предназначался для замены на американских авианосцах перехватчиков “Грумман” F-14 “Томкэт” и бомбардировщиков “Грумман” А-6Е “Интрудер”. Он существенно отличался от “сухопутного” F-22, конструкционная общность по планеру составляла лишь 20%. А-Х имел крыло изменяемой стреловидности и экипаж из двух человек. Однако в декабре 1993 года Пентагон принял решение отказаться от реализации этой программы, отдав предпочтение более дешевой модернизации самолета “Хорнит”.
   Несмотря на успешный ход работ по проектированию и постройке самолета F-22, в середине 90-х годов над программой сгустились тучи. Изменение геополитической карты мира, вызванное распадом СССР, обусловленное этим стремление американских законодателей ограничить оборонные расходы сделали неизбежными и нападки на F-22. “Голубями” в конгрессе ставилась под сомнение сама необходимость создания сверхдорогого суперсамолета в условиях, когда основной геополитический противник США “самоустранился”. При довольно бо

лезненном для американского ВПК урезании бюджетных ассигнований стали все настойчивее раздаваться голоса, призывающие “забить священную корову” ВВС - программу ATF. Неизбежные задержки и технические трудности с ее реализацией вызывали рост стоимости и, в свою очередь, еще более уменьшили число сторонников F-22 в Пентагоне. В

году с 14 до 23. Ряд государств “третьего мира” (в том числе враждебно настроенных к Америке) обзаведутся к тому времени самолетами типа Су-27 и МИГ-29, способными успешно бороться с лучшими американскими истребителями. Значительно возрастет и число стран, располагающих самолетами второго и третьего поколений, про-

f22_6.jpg (11254 bytes)

декабре 1996 года ВВС объявили, что стоимость НИОКР, оцениваемая в 14 млрд долл., может возрасти еще на 1,45 млрд дол. По мнению фирмы-разработчика, цена одного серийного самолета в этих условиях составит 72 млн дол. (против 32 млн, заложенных в первоначальные планы), однако специалисты конгресса называли уже совершенно астрономическую сумму - порядка 100 млн дол. Наиболее радикальная часть законодателей полагала, что лучшим выходом из создавшегося положения для ВВС стало бы “волевое” решение о полном отказе от закупки F-22.
   Возражая критикам программы, ее сторонники утверждали, что лишь 30 из 267 насчитывающихся в мире государств не располагают зенитно-ракетным оружием, а число стран, имеющих на вооружении новейшие комплексы типа С-ЗООП, С-ЗООВ или “Пэтриот”, должно возрасти к 2005

шедших глубокую модернизацию. В этих условиях для сохранения США своего военного превосходства (не столько над Россией, поглощенной своими внутренними проблемами, сколько над “несимпатичными” странами “третьего мира”, типа Ирана, Ирака, Ливии или Северной Кореи) потребуется принципиально новый боевой самолет, значительно

f22_7.jpg (20272 bytes)

Вернуться на предыдущую страницу Перейти на главную траницу

Перейти на следующую страницу

© 2000-2008 FoxbatAVIa, Максим Брянский

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день. AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com