1   2

Журнал "Вертолёт" №1/2002

рамы подвески управляемых ракет 9М114, демонтировали балочные держатели БДЗ-57 КрВ.
   Только к концу декабря 2000 года уда­лось добраться до места дислокации - аэро­дрома «Северный» в Грозном, где базирова­лась группа авиации объединенной группировки войск, в оперативное подчи­нение которой и поступили машины.
   Вертолеты Ка-50 и Ка-29 разместили на бывшей стоянке технико-эксплуатацион­ной части, которая находилась немного ниже уровня основного аэродрома и была закрыта мощным земляным валом. Это ис­ключало возможность обстрела машин бое­виками. Слабо прикрытый сектор с запада закрывал своим «телом» вертолет Ми-24, давно не летавший и служивший источни­ком запчастей для других машин. На ночь вокруг «Черных акул» и Ка-29 (получив­шего у местных авиаторов прозвище «че­модан» из-за угловатых форм) выставляли автомобили аэродромного обслуживания, которые тоже играли роль «телохраните­лей».
   Прибывшие экипажи выполнили не­сколько вылетов для ознакомления с райо­ном и особенностями боевых действий на Ми-24, а затем - на своих машинах. В од­ном из таких вылетов летчик «акулы» вы­пустил НАР по цели с малой дистанции - в результате осколками взрыва были повреж­дены лопасти несущего винта вертолета. Опыт ведения боевых действий приобре­тался, что называется, «на лету».
    Задачи, поставленные перед вертолета­ми Ка-50, были следующие: огневая под­держка наземных войск, удары по ранее выявленным целям, свободная охота. Обыч­но на задание группа вылетала в таком порядке: впереди Ка-29, за ним Ка-50. Пер­вый вертолет обнаруживал цели и выдавал информацию боевым «товарищам». Часто эта информация была более ценной, чем данные разведки наземных войск. Их све­дения, прежде чем попасть к экипажам вер­толетов, проходили слишком длинный путь согласований и уточнений, сказывался и невысокий уровень связи. Был случай, ког­да за час барражирования над разведротой вертолетчики так и не смогли с ней свя­заться. Свободная охота «черных акул» да­вала лучшие результаты: за последние три дня командировки в Чечне вертолеты об­наружили и уничтожили 8 целей.
   Появление новых мощных вертолетов не осталось незамеченным боевиками. Они даже предприняли попытку овладеть аэро­дромом «Северный», чтобы уничтожить ма­шины на земле. С серьезными потерями частям Министерства обороны и МВД уда­лось отбить нападение (насколько серьез­ным было положение, видно по тому, что даже аэродромным специалистам были оп-

ределены секторы обороны и розданы до­полнительные боеприпасы).
   В начале марта 2001 года вертолеты вернулись на базу в Торжок. Официально было объявлено, что испытание в боевых условиях прошло в целом успешно: Ка-50 подтвердил свои высокие боевые качества. Кто бы сомневался!
   Правда, нужно отметить, что для всесто­ронних проверок боевой эффективности вертолетов 2 месяца - срок небольшой. К тому же выполнить достаточное количе­ство боевых вылетов не позволила зима.

Но нет сомнения, что материал, получен­ный в результате этих испытаний, многое скажет специалистам, позволит сделать необходимые выводы и рекомендации. В этом плане опыт применения вертолетов в боевых условиях поистине бесценен.
   Сегодня можно точно констатировать одно: в России есть настоящие боевые вер­толеты. Осталось дождаться, когда они по­ступят на вооружение боевых эскадрилий.

Александр АРТЮХ,
начальник группы
вооружения вертолетов

Ка-29-целеуказатель

Видеофайлы

   
Применение НАР С-8
ударным вертолётом Ка-50 в Чечне (вид через ИЛС)


Indeo® video 5, 384x288, 17 секунд, репортаж из передачи "Сегодня" канала НТВ.

Скачать (3,29 МБ)
Вертолёты Ка-50 в Чечне
(без звука, текст можно прочесть тут)


DivX MPEG4, 384x288, 1 минута 59 секунд, репортаж из передачи "Сегодня" канала НТВ.

Скачать (5,14 МБ)

Вернуться на предыдущую страницу Перейти на главную cтраницу

© 2000-2004 FoxbatAVIa, Максим Брянский

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день. AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com