рамы
подвески управляемых ракет 9М114, демонтировали
балочные держатели БДЗ-57 КрВ.
Только к концу декабря 2000 года удалось
добраться до места дислокации - аэродрома
«Северный» в Грозном, где базировалась группа
авиации объединенной группировки войск, в
оперативное подчинение которой и поступили
машины.
Вертолеты Ка-50 и Ка-29 разместили на бывшей
стоянке технико-эксплуатационной части,
которая находилась немного ниже уровня
основного аэродрома и была закрыта мощным
земляным валом. Это исключало возможность
обстрела машин боевиками. Слабо прикрытый
сектор с запада закрывал своим «телом» вертолет
Ми-24, давно не летавший и служивший источником
запчастей для других машин. На ночь вокруг
«Черных акул» и Ка-29 (получившего у местных
авиаторов прозвище «чемодан» из-за угловатых
форм) выставляли автомобили аэродромного
обслуживания, которые тоже играли роль
«телохранителей».
Прибывшие экипажи выполнили несколько
вылетов для ознакомления с районом и
особенностями боевых действий на Ми-24, а затем -
на своих машинах. В одном из таких вылетов
летчик «акулы» выпустил НАР по цели с малой
дистанции - в результате осколками взрыва были
повреждены лопасти несущего винта вертолета.
Опыт ведения боевых действий приобретался, что
называется, «на лету».
Задачи, поставленные перед
вертолетами Ка-50, были следующие: огневая
поддержка наземных войск, удары по ранее
выявленным целям, свободная охота. Обычно на
задание группа вылетала в таком порядке: впереди
Ка-29, за ним Ка-50. Первый вертолет обнаруживал
цели и выдавал информацию боевым «товарищам».
Часто эта информация была более ценной, чем
данные разведки наземных войск. Их сведения,
прежде чем попасть к экипажам вертолетов,
проходили слишком длинный путь согласований и
уточнений, сказывался и невысокий уровень связи.
Был случай, когда за час барражирования над
разведротой вертолетчики так и не смогли с ней
связаться. Свободная охота «черных акул»
давала лучшие результаты: за последние три дня
командировки в Чечне вертолеты обнаружили и
уничтожили 8 целей.
Появление новых мощных вертолетов не
осталось незамеченным боевиками. Они даже
предприняли попытку овладеть аэродромом
«Северный», чтобы уничтожить машины на земле. С
серьезными потерями частям Министерства обороны
и МВД удалось отбить нападение (насколько
серьезным было положение, видно по тому, что
даже аэродромным специалистам были оп- |
ределены
секторы обороны и розданы дополнительные
боеприпасы).
В начале марта 2001 года вертолеты
вернулись на базу в Торжок. Официально было
объявлено, что испытание в боевых условиях
прошло в целом успешно: Ка-50 подтвердил свои
высокие боевые качества. Кто бы сомневался!
Правда, нужно отметить, что для
всесторонних проверок боевой эффективности
вертолетов 2 месяца - срок небольшой. К тому же
выполнить достаточное количество боевых
вылетов не позволила зима. |
Но нет
сомнения, что материал, полученный в результате
этих испытаний, многое скажет специалистам,
позволит сделать необходимые выводы и
рекомендации. В этом плане опыт применения
вертолетов в боевых условиях поистине бесценен.
Сегодня можно точно констатировать одно:
в России есть настоящие боевые вертолеты.
Осталось дождаться, когда они поступят на
вооружение боевых эскадрилий.
Александр АРТЮХ,
начальник группы
вооружения вертолетов |
Применение НАР С-8
ударным вертолётом Ка-50 в Чечне (вид через ИЛС)
Indeo® video 5, 384x288, 17
секунд, репортаж из передачи "Сегодня"
канала НТВ.
Скачать (3,29 МБ) |
Вертолёты Ка-50 в Чечне
(без звука, текст можно прочесть тут)
DivX MPEG4, 384x288, 1 минута 59
секунд, репортаж из передачи "Сегодня"
канала НТВ.
Скачать (5,14 МБ) |