1   2   3

Вестник Воздушного Флота №4'2000

часов в сложных метеоусловиях экипаж майора Алимова В.Р. вылетел в район н.п. Аршты.
    ... Выйдя из разворота, майор Алимов обнаружил окно в облачности, вышел в заданный район и выполнил посадку на удалении 1,5 км от н.п. Бамут, у которого шел бой. После приземления опустился туман, пошел обильный снег. Группа спецназа, находившаяся на борту, заняла круговую оборону. В течение 8 часов экипаж вертолета майора Алимова находился на площадке в режиме ожидания раненых военнослужащих. Командир экипажа организовал охрану и оборону площадки, так как подразделений федеральных сил рядом не было, руководил размещением раненых.
    В 23.55 майор Алимов, приняв на борт 22 военнослужащих, 14 из которых были тяжело ранены, получил разрешение на взлет. Базовый аэродром был закрыт по метеоусловиям, КП “Запад” дал указание следовать на гражданский аэродром г. Владикавказ. В полете отказал автопилот, ПОС (противообледенительная система) не справлялась с усилившимся обледенением. Но несмотря ни на что, майор Алимов В.Р. сумел благополучно приземлиться на аэродроме и спасти жизнь раненым военнослужащим, проявив при этом героизм и мужество.
    ...13 декабря 1999 года группа вертолетов, ведомая майором Алимовым В.Р., выполняла задачу по поиску и эвакуации летчика Су-25, сбитого в Аргунском ущелье. Полет осуществлялся в сложных метеоусловиях, при нижней границе облачности 80 - 90 метров и видимости 900 метров. В районе н.п. Ярыш-Марды группа майора Алимова была в упор обстреляна боевиками, находящимися в засаде. Увидев разрывы снарядов зенитных установок, он дал команду на открытие огня. Через несколько секунд он услышал в эфире доклад одного из ведомых - майора Вячеслава Христофорова о прямом попадании снаряда, отказе гидросистем и падении вертолета, Отдав приказ второму ведомому на прикрытие с воздуха, майор Алимов повел свой вертолет на посадку на повышенной скорости по крутой глиссаде, создав тем самым видимость неуправляемого падения вертолета. Во время снижения он попал под шквальный огонь боевиков, в результате чего была выведена из строя радиосвязь и цепь управления огнем.
    После приземления командир экипажа приказал личному составу парашютно-

десантной группы, находившейся на борту, рассредоточиться и огнем штатного оружия прикрыть эвакуацию экипажа и десантной группы сбитого вертолета.
    22 минуты, подвергаясь смертельной опасности, понадобилось майору Алимову , чтобы без потерь завершить эвакуацию всех военнослужащих. Погрузив на борт 31 человека, пятеро из которых были ранены, майор Алимов принял решение на взлет. Владея ювелирной техникой пилотирования, осознавая личную ответственность за жизнь боевых товарищей, майор Алимов сумел взлететь на перегруженном вертолете, исчерпав все возможности боевой машины.
    В сложных метеоусловиях, без средств радиосвязи, радиолокационного контроля, при значительных повреждениях вертолета майор Алимов сумел точно выйти на аэродром в Моздоке. На удалении 5 км от него, не выходя на посадочный курс во избежание столкновения со взлетающими бортами, экипаж приступил к снижению. При подходе к ближнему приводу пуском зеленой ракеты, обозначающей, что вертолет заходит на посадку без средств связи, майор Алимов произвел посадку.
    Зарулить не мог, так как пневматики всех колес были пробиты пулями, из-за повреждения всех лопастей несущего и хвостового винтов была сильная вибрация, из пробитых баков подтекало топливо. После выключения двигателей раненые были эвакуированы, а вертолет майора Алимова отправлен в ремонт. На нем было обнаружено более 40 пробоин, из них 12 -в пилотской кабине.
    Сухие, скупые слова. А ведь те самые 22 минуты стали для десятков наших офицеров и солдат испытанием на мастерство и мужество, крепость боевого братства.
    Вспоминает командир экипажа Геннадий К-ев:
    - Обстановка на земле после приземления экипажа Алимова была сложной. Из “зеленки” выдвигалось несколько десятков боевиков. Их надо было отсечь. На мой запрос 314-й (Алимов) не отвечал. Я сделал три захода на предельно малой высоте, обработал “зеленку” НАРами. Потом из пулеметов ударили по бандитам. На земле экипажи и десант действовали грамотно, одновременно эвакуируя раненых и отражая наседавших бандитов. Интенсивный огонь велся и по нашему вертолету. Мы наблюдали взлет

Алимова.
    Перегруженная машина, ограниченных размеров площадка, прямо по курсу две высокие сосны... Набрав высоту, Алимов ушел в облака. Это действительно мастер. Молодец.
    Наш вертолет был буквально изрешечен пробоинами, текло из пробитых баков топливо, пятеро раненых на борту. В общем, дотянув до своих, мы сели в поле...
    Для справки: максимальная загрузка Ми-8МТ - 28 человек. В Чечне же командиры экипажей имели приказ не брать на борт более 15 человек. Техника изношена, горы... Тут свои измерения, требования, продиктованные боевой действительностью. Зачастую все решает только индивидуальное мастерство летчика. И немножко везение...
    -
Во время боя за спасение экипажей и десантников, - рассказывают сослуживцы Алимова, - наш вертолет получил значительные повреждения. Тут о вынужденной посадке бы думать, но ведь внизу наши товарищи... И командир тогда мне сказал: “Или мы все уйдем, или все останемся здесь”. Все ушли. Все живы, слава Богу.
    Мастерство пилотов, мужество и отвага, чувство товарищества, бойцовский характер... Это - качества человека, способного стать выше обстоятельств. Но ведь есть еще машина... Ее-то возможности небеспредельны. На что же рассчитывал Алимов, взлетавший, казалось, вопреки всем допускам и требованиям? На что надеялся?
    Майор Владимир Алимов:
    - Я вывел РУДы на максимальный режим работы. Чувствовал, воспринимал каждое дуновение ветра. Тяжело взлетали. А тут еще два дерева впереди. Завалили мы их. Веришь в машину - она доверяет, повинуется тебе... Как бы тяжко ей не было. Вот и верили, что выберемся. Хотя от случайностей в бою никто не застрахован. Мой “правак” Владимир тоже был готов к любому повороту событий. Перед самым взлетом пуля ударила мне в левую руку. Часы “Ориент”, подаренные перед самой командировкой в Чечню, - вдребезги. Жалко...
    Среди ценных подарков, полученных Владимиром Алимовым, часов больше десятка наберется. Надел, однако, самые дорогие сердцу. Правильный выбор сделал мой друг.

Владимир МАТЯШ.
Рис. Юрия Петрунина


Вернуться на предыдущую страницу Перейти на главную cтраницу

© 2000-2008 FoxbatAVIa, Максим Брянский

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день. AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com