1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Крылья Родины

НАР С8 - основное авиационное оружие чеченской войны.

НАР С8 - основное авиационное оружие чеченской войны.
_________________________________


группировка армейской авиации в составе 55 вертолетов (25 Ми-24, 28 Ми-8 и 2 Ми-6). Самолеты военно-транспортной авиации (ВТА), численностью до 30 машин (ан- 12, Ан-22, Ан-26, ан-124 “Руслан” и Ил-76), начали переброску на авиабазы Моздок и Беслан личного состава и боевой техники федеральных сил. Кроме того, в регион конфликта было направлено авиационное соединение внутренних войск МВД (12 вертолетов Ми-8МТ).
    Первыми в дело вступили самолеты-разведчики Су-24МР, произведя в конце ноября воздушную разведку и аэрофотосъемку чеченских авиабаз и других военных объектов. Разведдан-
ные красноречиво свидетельствовали, что дудаевцы активно готовятся к военным действиям. Срочно возводились блок-посты и укрепрайоны, занимала боевые позиции бронетехни-ка, на аэродромы подвозили горючее и авиационные боеприпасы. К 30 ноября по крайней мере одна эскадрилья “Альбатросов” (12 машин) была приведена в состояние полной боеготовности. Счет времени пошел на часы.
    Поскольку именно чеченская авиация представляла наибольшую угрозу как для предстоящих действий сухопутных войск, так и для мирного населения российских городов, было принято решение немедленно нанести серию мощных превентивных ударов по аэродромам с целью уничтожить на земле воздушную группировку Дудаева.
    Утром 1 декабря штурмовики Су-25 атаковали с применением НУРСов и фугасных бомб аэродромы Калиновс-
кая и Ханкала. В результате были уничтожены все находившиеся там самолеты “Дельфин”, “Альбатрос”, МиГ-17 и МиГ-15УТИ, ни один из которых так и не успел подняться в воздух (правда, как уже говорилось, многие из этих машин были небоеспособны). Благодаря эффекту внезапности чеченская ПВО оказалась застигнута врасплох и, вопреки утверждениям дудаевцев, ни один из атакующих не был сбит. Во второй половине дня атаке подвергся аэропорт Грозный-Северный. Здесь российские бомбы накрыли около десятка Ан-2, 6 Ту-134, в том числе и личный самолет Дудаева, 3 Ми-8 и 1 Ту-154. При этом штурмовики “отработали” настолько чисто, что практически не пострадали взлетные полосы, а здания аэровокзального комплекса и аэродромное оборудование получили минимальные повреждения (гораздо сильнее им “досталось” в январских боях за Грозный). Снова обошлось без потерь среди атакующих, хотя с земли по ним велся ожесточенный зенитный огонь.
    Так бесславно закончили свое су-
_________________________________

Высокоточное оружие — ракеты Х-25МЛ с лазерным наведением на авиабазе Моздок.

“Шилка”, установки ЗУ-23 и пулеметы ДШК, приспособленные для стрельбы по воздушным целям.
    Разумеется, картина будет неполной без анализа технического состояния и кадрового состава чеченских ВВС. Между тем, этот вопрос является одним из наиболее сложных и слабо освещенных. Поданным федеральной разведки к ноябрю 1994 года из двух с половиной сотен чеченских самолетов не более 40%, то есть порядка 100 машин, находились в боеспособном состоянии. Остальные были либо неисправны, либо вообще разукомплектованы.
    Еще хуже обстояли дела с летным составом. В печати встречались сведения о том, что к началу конфликта в Чечне имелось несколько десятков подготовленных летчиков. Командующий ПВО Сухопутных войск на коллегии Министерства обороны назвал даже конкретную цифру-“41”. Между тем известно, что с момента объявления независимости в Чечне практически не велось боевой подготовки летчиков на реактивных машинах. Из группы курсантов, направленных для обучения летному делу в Турцию (по разным данным от 40 до 100 человек) к началу конфликта никто еще в Чечню не вернулся. Таким образом, большинство чеченских летчиков являлись, по всей видимости, либо призванными из запаса военными пенсионерами, либо пилотами гражданской авиации и лицами, прошедшими лишь начальную летную подготовку. Такой контингент годился в лучшем случае на роль “камикадзе”.
    Но, кроме них, в Грозном находилась группа опытных пилотов-наемников (официально они назывались“инструк-

торами”) из восьми (по другим данным-десяти) бывших офицеров Советской армии, съехавшихся в Чечню из различных стран СНГ. Именно они 6 сентября 1994 года на военном параде в честь дня независимости “Республики Ичкерия” в четком строю провели над центром Грозного эскадрилью “Альбатросов”, на которых специально для этого случая нарисовали поверх красных звезд зеленые круги с чеченским гербовым волком посередине.
    После того, как 26 ноября полным провалом завершился штурм Грозного отрядами чеченской антидудаевс-
кой оппозиции, стало окончательно ясно, что единственной силой, способной покончить с сепаратизмом на Северном Кавказе, являются российские федеральные войска. Буквально на следующий день в обстановке строжайшей секретности началась подготовка к военной операции по ликвидации незаконных вооруженных формирований и наведению конституционного порядка в Чечне.
    К вечеру 29 ноября на нескольких базовых и оперативных аэродромах Северо-Кавказского военного округа (СкВО) была сосредоточена группировка ВВС численностью до 140 боевых самолетов (штурмовики Су-25, истребители-бомбардировщики Су-22М и фронтовые бомбардировщики Су-24). Ее основу составили подразделения 4-й воздушной армии, позднее усиленные частями разведывательной, бомбардировочной и дальней авиации из других регионов России. Одновременно силами авиации Сухопутных войск СкВО на аэродромах Моздок, Беслан и Кизляр создана

Высокоточное оружие — ракеты Х-25МЛ с лазерным наведением на авиабазе Моздок.

Вернуться на предыдущую страницу Перейти на главную cтраницу

Перейти на следующую страницу

© 2000-2008 FoxbatAVIa, Максим Брянский

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день. AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com