ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЛИКА
ИСТРЕБИТЕЛЯ ПЯТОГО
ПОКОЛЕНИЯ
НАЧАЛИСЬ В НАШЕЙ СТРАНЕ
И ЗА РУБЕЖОМ (В ПЕРВУЮ
ОЧЕРЕДЬ В США)
ПРАКТИЧЕСКИ
ОДНОВРЕМЕННО - В
СЕРЕДИНЕ 1970-Х ГОДОВ,
КОГДА МАШИНЫ
ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ -
СУ-27 И МИГ-29 - ДЕЛАЛИ
ЛИШЬ СВОИ “ПЕРВЫЕ
ШАГИ”. НОВЫЕ САМОЛЕТЫ
ДОЛЖНЫ БЫЛИ ИМЕТЬ
ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЕЕ ВЫ-
СОКИЙ БОЕВОЙ ПОТЕНЦИАЛ,
ЧЕМ ИХ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ.
|
|
В основу
работ по созданию “истребителей XXI века” был
положен ряд
фундаментальных научно-технических достижений в
области аэродинамики, дви гателестроения,
средств снижения радиолокационной и тепловой
заметное ти, улучшения эксплуатационных
характеристик. Пожалуй, впервые наша авиа
ционная промышленность работала с опережением
своих американских кон курентов, создавая более
совершенные образцы машины. Были развернуты
исследования широкой гаммы летательных
аппаратов пятого поколения - от истребителей до
военно-транспортных самолетов, создание которых
обеспечило бы нашей стране в 1990-е годы
качественное превосходство в воздухе над любым
потенциальным противником.
К сожалению, политический
кризис, приведший к развалу Советского Союза и,
как следствие, к глубочайшему экономическому
кризису в России и других бывших союзных
республиках, отразился и на программе
перевооружения российских ВВС. Многие работы
были заморожены, другие перешли в “вялотекущую”
стадию. На первое место встали задачи создания
экспортноориентированных изделий. Тем не менее
отраслевым научным центрам, ведущим
предприятиям авиастроения и руководству ВВС
удалось сохранить, хотя и с существенной потерей
темпа работ, ключевые программы создания боевых
самолетов пятого поколения, тем самым оставив
России шансы удержаться и в XXI веке одним из
лидеров мирового военного авиастроения.
В результате совместной
работы с ВВС удалось сформулировать концепцию
нового самолета - многофункциональность, т.е.
способность поражать воздушные, наземные и
морские цели, наличие развитой бортовой
информационной системы, крейсерский полет на
сверхзвуковых скоростях. Предусматривалось и
кардинальное уменьшение заметности в
радиолокационном и инфракрасном диапазонах в
сочетании с переходом бортовых датчиков на
преимущественно пассивные методы получения
информации, а также на режимы повышенной
скрытности. Предполагалась интеграция всех
имеющихся информационных средств и создание
бортовых экспертных систем. На основе
исследований были определены основные черты
конструкции перспективного истребителя. К их
числу относились адаптивное крыло
стреловидностью 40 - 45 град., органы продольного
управления, расположенные впереди и позади
центра масс самолета, управление вектором тяги
двигателей, а также системы повышения
устойчивости и управляемости, внутреннее или
конформное размещение управляемых ракет и бомб.
Одним из важнейших
требований к российскому истребителю пятого
поколения стал такой показатель как
“сверхманевренность”, т.е. способность
сохранять устойчивость и управляемость на углах
атаки 90 град. и более. Аэродинамика и бортовые
системы истребителя должны были обеспечивать
возможность изменения угловой ориентации и
траектории движения без сколько-нибудь ощутимых
запаздываний, не требуя при этом строгой
координации и согласования движений управляющих
органов. От самолета потребовалось “прощать”
грубые погрешности пилотирования в широком
диапазоне условий полета.
Истребитель пятого
поколения должен был обладать способностью
осуществлять все-ракурсный обстрел целей в
ближнем маневренном воздушном бою, а также вести
многоканальную ракетную стрельбу при ведении
боя на большой дальности, без визуального
контакта с противником.
Естественно, самое
значительное внимание было уделено формированию
“борта” отечественного истребителя пятого
поколения. Перед создателями авионики возникли
принципиально новые задачи - отображение
параметров пространственной ориентации в
привязке к местности, вектора скорости самолета
в привязке к параметрам пространственной |